Кабмин Коновалова остановил все стройки в Абакане и обрек Черногорск на вымерзание
Дата публикации: 4 февраля 2020 года в 19:04.
Категория: Экономика.
В состоявшемся во вторник, 4 февраля, круглом столе приняли участие мэр Абакана Алексей Лёмин и его первый заместитель Владимир Жуковский, руководители ресурсоснабжающих компаний СГК и МРСК Сибири, застройщики, депутаты регионального парламента и Абаканского горсовета, а также представители регионального кабмина.
Темой встречи стала проблема тарифообразования в регионе. Правительство Хакасии в лице Госкомтарифэнерго отказалось утверждать инвестиционный план развития отопительных магистралей в Абакане и не включило в тариф для ресурсников инвестиционную составляющую. Более того – даже сократило на 1% так называемый «экономический обоснованный» тариф, по которому начисляются деньги поставщикам тепла.
В результате Сибирская генерирующая компания уже с января перестала выдавать технические условия на подключение к отоплению новых объектов в городе, что привело к невозможности начинать любое строительство. На стоп поставлены даже знаковые проекты, вроде микрорайона «Арбан».
Директор Абаканского филиала СГК Андрей Аплошкин пояснил:
– У нас был план развития магистральной тепловой сети центральной части города, рассчитанный до 2024 год. Но в реальности темпы строительства в Абакане оказались почти вдвое выше планируемых, и уже в 2019 году технологические возможности имеющихся магистралей теплоснабжения были исчерпаны.
«Больше нет мощностей по пропуску», – подчеркнул Аплошкин. Для продолжения развития Абакана нужно увеличивать диаметр магистрального трубопровода на ул. Советской до 800 мм. Но это требует вложений порядка 120 млн рублей. А они невозможны без инвестиционной составляющей в тарифе.
Модератор дискуссии Евгений Мамаев уточнил: «Это надо понимать так, что все стройки в городе встают на паузу? Уже подключенные объекты завершат, а новых закладывать не будут?»
– Именно так, – ответил Аплошкин.
Глава Абакана Алексей Лёмин к этому добавил:
– Невозможность подключений касается не только нового жилья. Речь идёт о школах, о детских садах, о бизнесе, который также не сможет подключаться. Это касается всех объектов: и городских, и республиканских, и частных. Развитие города будет серьёзно сдерживаться. Что для города жилищное строительство? Это, в том числе, и доходная часть городского бюджета. Только в 2019 году арендная плата за земельные участки под строительство составила 170 миллионов рублей. То есть, в перспективе в такой ситуации у нас выпадают сотни миллионов рублей.
«Мы в этом году даже не сможем расторговывать новые стройплощадки в городе», - подчеркнул Лёмин. Мэр пояснил, что в этом году Абакан по этой статье недополучит порядка 120 млн.
На сегодня в тарифе, утвержденном региональным Госкомтарифэнерго, кроме покрытия затрат на выработку тепла для Абакана заложены лишь 23 млн в год на амортизацию действующих сетей. Эти деньги СГК может аккумулировать и направить на перекладку имеющихся магистралей на трубы большего диаметра. То есть 120 млн, необходимые для прокладки новой трубы по ул. Советской, наберутся не раньше чем через пять лет.
– Вот через пять лет мы и сможет дать техобоснование для начала новых строек хотя бы в одной части города, – саркастично отметил Андрей Аплошкин.
Далее он рассказал, что разработанная СГК и согласованная с Абаканской мэрией инвестпрограмма по развитию городских сетей была правительством Хакасии отвергнута даже без рассмотрения. «Мы ее спланировали и подали. Но региональный госкомитет энергетики и тарифного регулирования, отклонил без рассмотрения», – подчеркнул Андрей Аплошкин.
Модератор Мамаев тут же задал вопрос сидевшему за круглым столом председателю госкомитета по тарифам Мануку Данданяну:
– Можете объяснить, почему вы не утвердили инвестпрограмму для Абакана?
Ответ господина Данданяна звучал путано и невнятно. Он многократно употреблял слова «федеральное законодательство», «нормативы», однако суть ответа выразилась одной фразой «Были нарушены процедурные моменты».
Модератор уточнил: «То есть вы остановили все стройки в Абакане всего лишь из-за некоего формального нарушения процедуры?»
Данданян уловил нехорошие нотки в голосе Мамаева и сорвался на эмоции:
– А зачем вообще инвестиционная составляющая в тарифе? Хотите строить новые магистрали – берите кредит, а потом его тело плюс проценты кредитной ставки включайте в заявку на тариф будущего года. А мы это рассмотрим и утвердим.
Тут не выдержал уже директор Абаканского филиала СГК. Озвученная господином Данданяном схема «Вы сами найдите деньги, а мы их вам вернем. Потом. Может быть» Аплошкину явно была знакома, причем с плохой стороны. О чем он и заявил:
– Вы говорите, что якобы готовы включать в тариф наши затраты на кредитование и проценты. Но вы же прекрасно знаете, что законом запрещено повышать тариф сверх установленного предельного уровня. Все, что свыше этого, вы должны будете включить в расходы регионального бюджета по статье «компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций». А вы же с выпадающими расходами героически боретесь. И где гарантии, что вы на будущий год компенсируете нам кредит и проценты?
Аплошкин добавил: «Тут присутствует мой коллега, директор хакасского Филиала «МРСК Сибири» Сергей Заворин. Пусть он расскажет про свой опыт кредитования для развития сетей и ожидания обещанных возмещений за это у правительства».
Заворин сказал, что у МРСК точно такие же проблемы из-за странной тарифной политики региональных властей. По его словам, электросетевая компания в течение нескольких лет за свой счет и, привлекая кредиты, прокладывала магистрали для обеспечения льготного техприсоединения потребителей. Но никаких возмещений из бюджета не получила. Также Серый дом нарушил свои обещания погасить грандиозный долг коммунальных и бюджетных учреждений региона за электроэнергию, который уже перевалил за отметку 700 млн рублей. Сергей Заворин отметил, что единственным муниципалитетом, где долги коммунальщиков перед МРСК были погашены, стал Черногорск, где эти долги оплатила... компания СГК, добровольно взявшая на себя ответственность за отопление города на нынешнюю зиму.
В переводе с корректно-вежливого на простонародный суть его выступления звучала так: «Если обещают вернуть когда-нибудь потом — не верь ни одному слову!».
Все присутствующие этот посыл прекрасно поняли.
А еще директор филиала МРСК добавил, что прекращение инвестиций в развитие энергетической инфраструктуры, уже ударившее по Абакану, скоро проявится и в электросетевом хозяйстве. По словам Заворина, через три-пять лет республику ожидает перегруз сетей и постоянные аварийные отключения целых районов.
На этой совсем не оптимистической ноте модератор Евгений Мамаев попробовал немного сменить тему. И задал вопрос о том, как в нынешней ситуации будет реализовываться проект по переводу на централизованное отопление от ТЭЦ абаканских жилых районов с массовой частной застройкой. Этот проект один из самых ожидаемых горожанами. После публикации многих убедительных исследований все поняли, что главной причиной черного неба над Абаканом являются угольные печи частного сектора.
Мамаев напомнил что сейчас воздух в городе травят печки примерно 16 тысяч частных домовладений. А проект прокладки новых магистралей от ТЭЦ в три жилых района должен снизить число чадящих очагов сразу на 20% уже на первом этапе. Абаканцы, уставшие каждую зиму вдыхать сажу и бензапирен, ждут реализации этого проекта с нетерпением.
Но Андрей Аплошкин развеял экологический оптимизм горожан:
– Тут все грустно, – сказал он. – По просьбе мэрии СГК подготовила технический проект. Нужно проложить в общей сложности 107 км новых магистралей. А это стоит 1,5 млрд рублей. Пока у нас не будет понимания, каким образом такие затраты компенсируются, мы строить не начнем. А вы сами только что услышали, что правительство Хакасии категорически не желает включать инвестсоставляющую в тарифы. Компенсировать из бюджета выпадающие доходы оно тоже не хочет.
Мамаев уточнил: «А нельзя ли эти инвестиции получить из Федерального фонда содействия реформированию ЖКХ? Ведь такой прецедент в Хакасии уже был?»
Директор Абаканского филиала СГК ответил:
- Да, мы добились того, что Федеральный фонд оплатил часть затрат на прокладку магистрали в Подсинее, и в этом году она будет достроена. Но на это понадобилось два года согласований. Кроме того, в правилах работы Фонда есть ограничение. Он может компенсировать до 60% затрат в профильные проекты, но с оговоркой «не более 300 млн рублей». Для подсиненского проекта этого хватило. Допустим, дадут 300 млн и на подключение частного сектора в Абакане, но где еще 1,2 млрд взять? При нынешней тарифной политике хакасского кабмина для СГК нет никакого смысла расширять сети.
Вступивший в беседу директор Абаканской ТЭЦ, Олег Петров отметил:
– После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, для частичной компенсации потерь энергосистемы, у нас на ТЭЦ был построен и запущен новый энергоблок. И мы заинтересованы использовать его мощности полностью. В отличие от нынешнего правительства Хакасии наша компания планирует вдолгую, до 2030 года. Мы намеревались подключить и отапливать Черногорск, обеспечивать развитие Абакана в том числе, подводя центральное отопление в частный сектор. Мэрия Абакана и прежние власти Хакасии поддерживали наши планы и давали нам возможность закладывать в тариф и перекладку сетей, и развитие инфраструктуры. Сейчас все иначе. Развитие Абакана уже встало. Черногорский проект тоже.
«Сейчас для правительства любой инвестор – враг! – эмоционально охарактеризовал ситуацию Олег Петров. – Они говорят: ты хочешь вложить деньги, но потом компенсировать это за счет амортизации в тарифе. Ты нам не нужен».
Почуяв, что запахло жареным, слово взял заместитель губернатора Юрий Курлаев. Он попытался разрядить обстановку, произнеся поток обтекаемых, но бессодержательных фраз, напомнивших перевод в прозу известной песенки «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». Но в неплохой попытке всех убаюкать Курлаев допустил прокол, заявив, что для Абаканской ТЭЦ главным является выработка электричества, а тепло для нее – это «попутный и бесплатный продукт». Некоторым лучше жевать, чем говорить.
Технически-безграмотный пассаж Курлаева взорвал Олега Петрова, который резко заявил, что тепло для ТЭЦ отнюдь не бесплатно, на самом деле речь идет о так называемой «когенерации» — то есть комбинированной генерации электроэнергии и тепла. При этом доходы от продажи электроэнергии учитываются, и за счет них снижается «экономически обоснованный» тариф на тепло. И это Петров еще не стал добавлять, что трубопроводы новых магистралей и их дальнейшее содержание уж точно не являются попутным и бесплатным продуктом в работе ТЭЦ.
После этой отповеди Курлаев досрочно покинул мероприятие.
Далее слово взял мэр Абакана Алексей Лёмин, чтобы подвести итог дискуссии.
– На сегодня ситуация патовая, – сказал он. – Речь идет о больших проблемах не только для Абакана, но и для других населенных пунктов республики. Город уже страдает. И страдает вся республика, хотя, возможно, она этого пока не понимает. Здесь эту проблему не решить. У руководства Абакана и компании СГК нет для этого полномочий. Нам нужно выходить на уровень выше, — сказал Лёмин, имея в виду правительство Хакасии.
Предложение подняться на уровень хакасского кабмина почему-то сильно не понравилось Мануку Данданяну, который вдруг завил, что его не интересуют договоренности о развитии сетей между мэрией и СГК. Все равно его комитет не утвердит их при расчете тарифов.
– Если хотите что-то строить – заключайте между собой договор об альтернативной котельной и тогда вписывайте туда какие хотите тарифы, – сказал Данданян. – А наш комитет будет стоять на том, что потребитель по тарифу должен платить ровно столько, сколько стоит текущее производство отпускаемого ему ресурса». Ни копейкой больше, ни копейкой меньше. И никаких инвестиционных составляющих.
– Мы прежде всего стоим на страже интересов граждан-потребителей и для них мы добиваемся снижения тарифов, – с пафосом заявил Данданян.
Но популистский эффект, на который он явно рассчитывал, поминая «интересы граждан», тут же был смазан Алексеем Лёминым, который с ехидной улыбкой заметил:
– Для населения вы ничего не снизили. Вы уменьшили на 1% экономически обоснованный тариф для ресурсников, то есть СГК стала получать за поставляемое ею тепло меньше. А тариф для граждан вы увеличили на 4,6%.
Подхвативший реплику модератор Мамаев добавил: «То есть вы сделали плохо всем – и поставщикам, и потребителям. Зато правительство Хакасии при этом сократило свои траты на компенсацию выпадающих доходов».
На этом месте Данданян совсем потерял самообладание и, едва не срываясь на крик, заявил:
– Это ваши домыслы, не надо их тут озвучивать! А повышение тарифа для населения мы провели строго в соответствии с федеральным законодательством, на величину, которая была предписана Москвой.
Но и на это Мамаев возразил: «Москва такого не приказывала. Уровень в 4,6% – это максимально разрешенный Федеральным центром уровень. Вы имели право поднять тариф на меньшую величину».
Впрочем, к этому моменту все участники круглого стола уже поняли, кто есть ху. И Мамаев мог не добивать г-на Данданяна ногами. Видимо, просто не удержался.
Но и это не стало последним эпизодом насыщенного мероприятия. Заключительную и грустную точку поставил Андрей Аплошкин, сообщивший журналистам на пресс-подходе о том, что компания СГК вынуждена уйти из Черногорска, который она буквально спасла нынешней зимой.
– Вы услышали сегодня во время круглого стола позицию нашего регионального Госкомитета по тарифам. Позиция эта в том, что власти не заинтересованы в том, чтобы на территории республики компании инвестировали деньги и развивались. Они говорят: мы заложим в тариф лишь столько денег, сколько вы тратите. Без инвестиций. Соответственно, в таком ключе мы и вынуждены теперь работать. Из-за того, что инвестпрограмма по развитию сетей Абакана не была утверждена, мы вынуждены отказывать в выдаче техусловий на подключение. И будем отказывать до тех пор, пока какие-то решения по инвестпрограмме не будут приняты.
Журналисты также спросили:
– Почему в Хакасии так противятся проекту альтернативной котельной. Это же реальный выход из ситуации?
Аплошкин ответил:
– На наш взгляд, причина тут в политической плоскости. Хотя все чиновники и утверждают, что политика никак не влияет на их решения – это не правда. Влияет! К примеру, в зимний период стоимость тепла составляет примерно 60% в общих коммунальных платежах жителей. То есть сумма в принципе существенная и поэтому все вокруг нее играются. При заключении договора по условиям альткотельной можно развивать масштабно сети при ежегодном росте тарифа на величину всего в 2% сверх уровня инфляции. К примеру, если в этом году прирост тарифа на тепло для граждан составил 4,6%, то по условиям альткотельной он бы вырос на 6,6%. Вот эти два процента – вся цена вопроса. А если перевести это в абсолютные величины, – то речь идет об увеличении платы в среднем в 50 рублей на квартиру в месяц. Причем только зимой. В моем понимании, это не такая уж страшная сумма. Наверное, она все же будет ощутима для пенсионеров, для малоимущих семей. Но есть же законные механизмы их дотирования. Субсидии из бюджета. Причем адресные – не всем подряд, а только нуждающимся. Но таким образом мы решаем большую проблему: развиваем город. При этом понимаем сроки окупаемости и спокойно инвестируем в это, если нужно – привлекая кредиты.
Аналогичная ситуация по Черногорску, но там цена вопроса еще больше – нужно инвестировать 2 млрд рублей. И пока не будет понимания, о долгосрочном тарифе – никакой речи о строительстве туда магистрали от Абаканской ТЭЦ быть не может. И о дальнейшем обслуживании города компанией СГК тоже. Напомню, что мы зашли в Черногорск на условиях временного договора ровно на один отопительный сезон. Мы изначально сказали об этом правительству: Ребята, мы вас выручаем и нынешней зимой берем на себя отопление Черногорска и латание его сгнившей сети. Но в течение этого отопительного сезона мы должны договориться с вами о долгосрочных условиях тарифного регулирования. Если договариваемся – мы заходим в Черногорск уже вдолгую, возможно, навсегда. Если не договариваемся, то в мае мы оттуда уходим.
Андрей Аплошкин уточнил: если до начала марта правительство не подпишет с СГК долгосрочного соглашения – компания Черногорск покинет.
Последствия для города будут страшными. Следующую зиму город не переживет. И тут нет ни малейшего преувеличения. Он бы и в нынешнюю, причем сравнительно мягкую зиму, уже замерз, если бы обслуживание не взяла на себя СГК.