Депутаты Хакасии приняли нарочито несостоятельное предложение о повышении налогов на угледобытчиков

Дата публикации: 26 февраля 2021 года в 20:45.
Категория: Политика.

Очередная сессия Верховного Совета Хакасии четко показала — скоро выборы. Поэтому депутаты бросили все силы не на полезную законотворческую работу, а на прожекты и заявления, которые, как им кажется, возвысят их в глазах электората. То есть то самое, что деликатно называют нерусским словом «популизм».

На этот раз снискать (или вернуть) к себе народную любовь решили 81-летний спикер парламента Владимир Штыгашев, его первый зам Юрий Шпигальских и неукротимый председатель бюджетного комитета Олег (Альбертыч) Иванов. 

Эта троица предложила внести в Госдуму России проект нового федерального закона по которому резко увеличилась бы ставка налог на добычу полезных ископаемых для угольщиков. В проекте группы Штыгашева-Иванова-Шпигальских (ШИШ) ставка НДПИ для угледобытчиков должна вырасти сразу в 20 раз (!) — с 24 до 480 рублей за тонну.

Почему именно в 20 раз, а не в пять, 10 или 50? Да кто их знает. 

В пояснительной записке авторов сказано: «В случае установления ставки в размере 480 рублей за одну тонну угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, доходы консолидированного бюджета Российской Федерации только от налога на добычу полезных ископаемых, формируемого на территории Хакасии, увеличатся более чем на 12 млрд рублей ежегодно, в том числе республика будет получать дополнительно до 7 млрд рублей ежегодно, а федеральный бюджет — до 5 млрд рублей».

Насколько эти расчеты верны — никто не знают. Весьма вероятно, что и сами авторы законопроекта. Более того, почти наверняка, они не особо и волновались за достоверность своих финансовых прикидок. Поскольку уверены, что в дело они не пойдут.

Весь текст «законопроекта» внушает сильные подозрения в том, что он заведомо писался так, чтобы в Госдуме его никто всерьез не воспринял. В документе масса деталей, которые делают его юридически и экономически неосуществимым. 

Ладно бы, все писал Олег Альбертыч Иванов — он человек слегка не от мира сего, и его понятия о логике и здравом смысле весьма своеобразны.

Но вот Штыгашев и Шпигальских — очень опытные люди и политики, чтобы отчетливо понимать несостоятельность своего «проекта».

А это означает, что весь смысл инициативы в ее громком названии: «Требуем в 20 раз повысить налоги на угольщиков!». А расчет на то, что жители республики встретят этот тезис овацией и отдадут авторам свои голоса на выборах. А там — хоть трава не расти.

Не удивительно, что проект раскритиковали другие депутаты парламента Хакасии, не столько склонные к популизму.

Депутат Верховного Совета Андрей Аплошкин заявил:

— Я готов биться об заклад на что угодно, за то, что данная инициатива, в том виде в котором она была вынесена на обсуждение на сессию, будет однозначно отвергнута на федеральном уровне.

По большому счету — это популистское заявление. Обычная двухходовка. Сказать что мы ратуем за бюджет Хакасии, обратиться к федералам, и федералы откажут. После этого можно говорить: мы старались-старались, а федеральный центр нас опять не понял, — саркастично отметил Аплошкин.

При этом он четко разъяснил, почему проект будет отвергнут на федеральном уровне:

— Законопроектом предлагается просто увеличить до 480 рублей ставку НДПИ. Совершенно не учитываются рыночные условия и отношения. До этого был вариант, который обсуждался, но не выносился на сессию — привязаться ставкой НДПИ к рыночной цене на уголь. Здесь прослеживается логика. А когда при низкой цене угля, да с учетом затрат по его доставке до потребителей в 50-60 долларов за тонну еще и нагружать почти 500 рублями налога, когда они итак работают по сути в ноль, это не совсем правильно. Это может привести к тому, что мы наши разрезы просто закроем.

А если привязаться к цене, то при росте цен на рынке, можно получать НДПИ в большем размере. Но в обсуждаемом сегодня законопроекте, анализа какого-то, расчета по цифрам я не увидел. Позиция «они нам загрязняют, пусть платят еще 480 рублей с тонны». Почему 480, никто объяснить не может. А почему не тысячу? Давайте сделаем 1000 рублей и тогда у нас бюджет станет вообще профицитным, и в республике будет все здорово и прекрасно, — резюмировал депутат Аплошкин.

Другой депутат регионального парламента Денис Кабанов тоже уверен в несостоятельности проекта об увеличении НДПИ в версии Штыгашева-Иванова-Шпигальских:

— Будет обидно угробить полезное предложение неквалифицированным исполнением.

Предложение о введении налога на добычу полезных ископаемых имеет благую цель: оставить часть заработанных средств на той территории, где происходит добыча угля, нефти, газа и т. д. Проблема начинается в подготовке законодательной инициативы, которая будет направлена в Москву.

В ней отсутствует полноценная экономическая проработка, вдумчивая и квалифицированная экспертиза. Поскольку проект планируется реализовать на федеральном уровне, то и подход должен быть общегосударственным, с учетом особенностей добычи ископаемых в других регионах. Ведь стоимость добычи тонны угля в Якутии и на Кузбассе имеет различия. А это значит, что должна быть предложена работающая формула расчета суммы налога, а не просто благое предложение.

К большому сожалению, на сессии Верховного совета не было представлено мнение профильных министерств Республики Хакасия, без поддержки и экспертизы которых предложение теряет вес, — считает Денис Кабанов.

 

Новости по теме