По небу на колесах: в России испытали необычайный летательный аппарат

Дата публикации: 5 марта 2021 года в 18:06.
Категория: Экономика.

ЦиклолетЦиклолет

На международном форуме «Армия-​2020» большое внимание публики и специалистов привлек необычный летательный аппарат, разработку которого ведет Фонд перспективных исследований в рамках проекта «Циклон». 

Всем уже привычны дроны с воздушными винтами, но в российской экспозиции был представлен беспилотник, оснащенный цилиндрическими роторами, напоминающими гребные колеса старинных пароходов. Несмотря на необычный вид, это аппарат успешно маневрировал, в воздухе, а также вертикально взлетал и садился на наклонную плоскость, что в принципе невозможно для беспилотников других типов.​   

Параметры полета задаются посредством изменения скорости вращения роторов, а также изменением угла наклона лопастей внутри барабана, по вертолетной схеме. 

Аппарат, который называется циклолет разработали ученые Новосибирского Института теплофизики СО РАН. Казалось бы, при чем тут теплофизики, имеющие дело в основном с энергетическими процессами?  

«Мы занимаемся системами генерации энергии, в которых физические принципы организации потока такие же, как в системах создания тяги», - поясняет замдиректора института Артур Бильский. Впрочем, в проекте немало других участников: ООО НПП «АВАКС-​ГеоСервис», НИИ авиации им. С.А. Чаплыгина и другие.  ​

Поставить на самолет циклические движители впервые попытался российский инженер Евгений Сверчков еще в 1909 году. Но поднять в воздух первый циклолет ему не удалось. Как и многим другим изобретателям в последующие годы. Почему сейчас это стало возможно? 

- Тогда не было легких композитных материалов, а сегодня мы используем карбоновые лопасти и диски, многослойные конструкции - сэндвич-панели и легкие сплавы для механизмов управления, - поясняет научный руководитель проекта Александр Дектерев. - Кроме того, управлять циклолетом сложнее, чем самолетом или вертолетом. И решить эту проблему удалось лишь благодаря современным системам автоматического управления.   

Как показала математическая модель, по ряду основных параметров циклолет превосходит схожие с ним мультикоптеры. При одинаковых габаритах и взлетной массе у него существенно меньшая мощность электромоторов. К преимуществам летательных аппаратов с циклическими двигателями, по сравнению с другой техникой вертикального взлета и посадки, специалисты относят также взлет и посадку с неподготовленных наклонных поверхностей (угол наклона поверхности до 30 ), высокую маневренность, закрытые периферийной защитой, а значит, безопасные движители и более низкий уровень шума. Эти качества особенно важны при полетах в условиях плотной городской застройки.

В ближайших планах разработчиков - доводка автоматической системы управления полетом, проведение работ по совершенствованию конструкции аппарата для повышения его энергоэффективности и надежности.

В перспективе могут быть созданы гораздо крупные грузопассажирские циклолеты, позволяющие нести полезную нагрузку 500-600 килограммов или до шести пассажиров. Такой аппарат станет идеальным транспортным средством прежде всего для мегаполисов, поскольку будет занимать всего два парковочных машино-​места и создавать шум на уровне современных легковых автомобилей. Возможно, мы скоро увидим в небе аэротакси с «воздушными колесами». 

Источник: Новости сибирской науки

Новости по теме