Агафью Лыкову могут выселить из тайги
Дата публикации: 16 марта 2009 года в 14:10.
Категория: Общество.
Как уже сообщал «Шанс On-Line» на прошлой неделе из таёжной командировки в верховья реки Абакана вернулись сотрудники государственного природного заповедника «Хакасский» и представители Росавиакосмоса (поездка была совершена на их вертолёте). По пути они завезли таёжной затворнице Агафье посылку с продуктами и предметами первой необходимости. Организатором посылки был, как всегда, попечительский совет при Министерстве труда и социального развития Республики Хакасия.
Как рассказал начальник отдела охраны заповедных территорий государственного природного заповедника «Хакасский» Сергей Ирлица, Агафье нужен помощник, так как с больной рукой ей трудно справляться с хозяйством: топить печь, колоть дрова, кормить живность. Ведь у пожилой женщины теперь есть козы, куры, собаки, а наступит лето – нужно будет косить траву, садить овощи, ловить рыбу (в это посещение Агафье привезли рыболовные сети). А Ерофей, её сосед, не может помочь Агафье поскольку сам является инвалидом (у него одна нога).
В Министерство труда и соцразвития Хакасии передали копию письма, написанного Лыковой на церковно-славянском языке, в котором она просит всех знакомых ей людей (в их числе журналиста Василия Пескова, корреспондента Владимира Павловского из «Красноярского рабочего») и других известных лиц оказать ей помощь в поиске такого человека. Неважно, если он ей не единовер, пишет Агафья, главное чтобы это был добрый человек, желательно – женщина, пусть даже не верующая.
Главы трех регионов - Хакасии, Кузбасса и Красноярского края, доставлявшие в прошлые годы затворнице продукты и лекарства, пока не дали официального ответа на просьбу Агафьи.
А в Интернете тем временем разгорелась дискуссия, смысл которой таков: «Ага, давайте в кризис обслугу наймем для выжившей из ума бабули». А руководство заповедника «Хакасский» заявило, что визит к Агафье, тем более постоянное с ней проживание – грубое административное правонарушение, влекущее за собой крупный штраф и изгнание из тайги.
История Агафьи Лыковой когда-то гремела на всю страну. Семья отшельников-старообрядцев прославилась благодаря напечатанному много лет назад в «Комсомольской правде» циклу очерков Василия Пескова «Таежный тупик».
О людях, проведших 40 лет в полной изоляции, Песков узнал от геологов, которые обнаружили в 1978 году в верховьях реки Еринат на крутом горном склоне ухоженные грядки и пасущихся коз. Тогда Лыковых было пятеро – отец Карп Осипович, сыновья Саввин и Димитрий и дочери Наталья и Агафья. Мать, Акулина Карповна, умерла еще в 1961-м. В 1980-х за ней последовали в мир иной трое детей, а в 1988 году преставился и муж. Агафья осталась одна.
Впрочем, ее одиночество время от времени нарушалось – о ней вышло несколько книг и фильмов. Как сообщают «Новые Известия», сегодня Агафья привыкла к шуму вертолетов которые забрасывают ей провиант и лекарства. Изредка отшельницу навещают врачи, отмечающие, что Лыкова сдает. Единственный, с кем она общается регулярно, – «енволит», одноногий чудаковатый старик Ерофей Созонтович, на склоне лет ушедший в тайгу «искать Бога». Но встречи их всегда заканчиваются ссорами: Ерофей настаивает на своем старшинстве. И отшельники предпочитают извещать друг друга, что пока живы, с помощью «жестяного телеграфа» – колотя в пустые консервные банки.
Заметим, Агафья посылает и весточки на большую землю, все больше тревожные. Так, в 2007 году ее вконец одолел медведь, и губернатор Аман Тулеев отправил ей на выручку охотника Седова. Однако это повлекло за собой межрегиональный скандал. Руководство заповедника Хакасский заявило, что охота на особо охраняемой территории категорически запрещена и будет пресекаться всеми предусмотренными законом методами. На охотника Седова было возбуждено административное дело по факту незаконной охоты. Хотя промысловик беспокоившего Агафью медведя так и не нашел и по зверю не стрелял.
Присланное на прошлой неделе письмо Лыковой по ее просьбе передали ее знакомым журналистам – знаменитому обозревателю Василию Пескову и редактору газеты «Красноярский рабочий Владимиру Павловскому. Последний, в свою очередь, поспешил передать письмо Агафьи председателю правительства Хакасии Виктору Зимину, главе администрации Кемеровской области Аману Тулееву и губернатору Красноярского края Александру Хлопонину.
По словам журналиста, ответа ни от одного из трех губернаторов пока нет. Зато на информацию о письме Агафьи оперативно отреагировало руководство заповедника «Хакасский». Как заявила замдиректора заповедника Елена Ким, «заимка Агафьи Лыковой находится на особо охраняемой территории, и все вопросы о поселении там другого человека решаются только директором заповедника... Самовольное посещение территории является административным нарушением».
Друзья Агафьи убеждены, что для нее все же стоило бы сделать исключение. «Даже если Карповна слегка сгустила тучи, – говорит г-н Павловский, – ничего хорошего в ситуации я не вижу. Вокруг, как пишет Агафья, «одни деревьи, скалы, камни». Бороться за существование надо каждодневно, прерываясь только на молитвы. Да и молитвы дело многотрудное. Через месяц склон горы, на которой расположена заимка, начнет отходить от снега, а там и об обработке земли думать надо. А сети как в половодье ставить? Нет, что ни говори, а как бы беды не случилось»...