К лету бензин будет стоить 50 рублей за литр

Дата публикации: 13 января 2011 года в 23:35.
Категория: Авто.

В ближашее время цены на бензин в Росии взлетят вверх и к лету топливо у нас будет стоить столько же, сколько в Европе. Дизтопливо уже дорожает ошеломляющими темпами, а с февраля пойдут в рост и 92-й, и 95-й.

Помешать этому государство не в состоянии, считают опрошенные нами эксперты. Чтобы обуздать цены, нужно вводить жесткое регулирование, но власти на это не пойдут, опасаясь недовольства нефтяных компаний. С августа дизельное топливо подорожало на 25%, с начала декабря - еще на 6%. Бензин весь прошлый год вел себя смирно (6,5% за год - это ниже инфляции), но цифра обманчива: целый процент прибавки пришелся на последний месяц года. С февраля рост цен сорвется и вовсе в галоп, уверяют эксперты. Объяснение этому дается простое: к тому моменту до заправок дойдет топливо, обложенное новыми, более высокими, акцизами (начали действовать с 1 января), пишут «Известия». Но, похоже, нефтяники лишь используют акцизы как предлог. Ведь у них есть план. Он называется «принцип равнодоходности»: бензин должен стоить в России столько, сколько в Европе, за вычетом транспортных расходов и экспортных налогов. Топливные компании приняли этот план еще в 2008 году, рассказывает Павел Строков из информационного центра «Кортес». И начали претворять его в жизнь именно с дизельного топлива - экспортного товара (если 85% нашего бензина остается в стране, то половина «дизеля» уходит за кордон). Теперь, когда кризис позади и мировой рынок растет, ничто не мешает приступить ко второй части задумки: довести и бензиновые цены до уровня европейских. Там литр 95-го стоит сейчас 1,2 евро - почти 50 рублей. «Час икс» наступит весной. Спрос на бензин начинает расти с марта, достигает пика в мае, напоминает Строков. Именно в это время, на волне спроса, считает аналитик, нефтяники и примутся за бензин. - Если мировой рынок не изменит движения, бензин последует вслед за «дизелем», - говорит он. А на мировом рынке нефти дешеветь не с чего. Валютные игроки устремились в сферу топлива, там больше перепады цен, что для спекулянтов благодать: на взлетах-падениях они и делают свои деньги. И пока бывшие валютчики надувают пузыри на сырьевых биржах, российские заправщики потирают руки: как все хорошо складывается! В Федеральной антимонопольной службе идее «равнодоходности» сначала радовались, вспоминают участники рынка, изобретали даже «формулу справедливой цены», которая так и не была утверждена правительством. Теперь позиция ФАС изменилась. Но что именно делать, там еще не решили. - Это очень сложный вопрос, мы еще не выработали своего отношения, - говорит начальник управления контроля за ТЭК Елена Котелкина. Российский рынок следует за мировым - никто не спорит, поясняет она. Но в России есть то, чего нет в ЕС, - монополизация. Пока ФАС идет проторенным путем: в конце декабря ведомство разослало вертикально-интегрированным топливным компаниям письма с просьбой разъяснить свою ценовую политику. К сожалению, ФАС по своей природе может лишь реагировать на те события, что уже случились, сетуют в ведомстве. Там рост цен на бензин предвидят, но поделать ничего не могут. Вот сговорятся, тогда и оштрафуем. Сами топливники своих желаний не скрывают, а на ФАС обижаются. - Странно наблюдать, как меняется их позиция, - сетует исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. - Если у меня на двух рынках продается один и тот же товар, неужели я не могу рассчитывать на то, чтобы там и там заработать одинаково? Очевидно, слово за правительством - но какое? Дмитрий Александров из «УНИВЕР Капитал» полагает, что действия кабмина ограничатся традиционной «заморозкой» цен для аграриев. - Если брать «электорат», дизтопливом заправляются те, кто ездит на дорогих машинах, - рассуждает он. - Их цены не пугают. В продуктах питания вклад дизтоплива ничтожен. Стало быть, электорально чувствительно лишь удорожание 92-го бензина. - У них есть только один вариант - вводить административное регулирование, - говорит Сергиенко. - Но это отбросит нас на 15 лет назад, в 90-е, и разрушит бизнес нефтяных компаний. Возможно, правительству придется все-таки пересмотреть акцизную политику. По расчетам Сергиенко, суммарный эффект новых налогов - удорожание литра на 2 рубля. Но в бюджете дыра, и выбор между снижением инфляции и высокими доходами казны при росте цен далеко не очевиден. - Государство изберет старый путь - сначала ничего не делать, а потом руками ФАС штрафовать, - уверен Строков. При этом бюджет свое получит: ФАС начала выигрывать такие процессы. А вот потребители, судя по всему, останутся заложниками людей с «пистолетами».

Новости по теме