Рынок кредитования малого бизнеса переживает не лучшие свои времена

Дата публикации: 23 мая 2011 года в 21:11.
Категория: Экономика.

Нередко единственным способом уладить проблемы малого предприятия является получение кредита. Заемные средства также активно привлекаются и для развития бизнеса. Однако сегодня получить их не так уж и просто.

О кредитования малого бизнеса в нашей стране говорят уже более пятнадцати лет. Журналы, газеты, радио, телевидение, интернет информируют нас о предоставляемых малым предприятиям возможностях с завидной регулярностью.

И все же, нельзя сказать, что этот сектор лишен проблем. Бурный рост числа малых предприятий повлек за собой и пересмотр качественных способов их развития. Разумеется, при решении данных вопросов, коммерческие банки просто не могли остаться в стороне. Они приняли самое активное участие в поддержке небольших компаний. Конечно же, не безвозмездно. Кредитные организации принялись активно выводить на рынки новые программы кредитования. Борьба за лидерство в данном секторе была достаточно жесткой.

До пресловутого кризиса 2008 года всякая небольшая компания, вознамерившаяся взять ссуду в банке, получала для этого массу возможностей. Практически любой портал, независимо от своей специализации, будь то спортивные новости или детская тематика, содержал множество объявлений на этот счет. Рекламные компании носили масштабный, практически агрессивный, характер. Сегодня, правда, с достоверностью уже нельзя сказать, было ли это обусловлено пониманием выгодности кредитования или являлось лишь особой «формой отчетности».

Как бы то ни было, но все изменилось в 2008 году. Кризис оказался своеобразной проверкой партнеров на надежность и устойчивость. Многие банки тогда перестали вообще кредитовать малый бизнес или же предлагали условия, неприемлемые для небольших компаний. Проблемы коснулись также и действующих клиентов банков. В дополнение к снижению спроса и, как следствие, выручки, они ощутили на себе существенное ограничение доступа к заемным ресурсам со стороны банков.

Но и кредитные организации в полной мере прочувствовали, что такое резкое увеличение просроченной задолженности малого бизнеса. Все это не могло не отразиться на конечном финансовом результате. Именно поэтому многие банки и были вынуждены существенно сократить кредитный портфель по корпоративному бизнесу.

Несмотря на целый ряд различных объективных кризисных факторов, нельзя сводить проблему только к ним. Они лишь выявили неэффективно выстроенные процессы в области менеджмента. Кроме того, справедливости ради следует отметить все же, что примеры грамотного менеджмента все же существуют. Так, многие компании все же оказались готовы к кризису и сохранили для себя приемлемый уровень прибыли.