Америка объявила санкции еще против семи российских граждан и 17 компаний

Дата публикации: 28 апреля 2014 года в 22:29.
Категория: Политика.

Барак Обама, президент США. Фото: AP 2014Барак Обама, президент США. Фото: AP 2014

Администрация президента США в понедельник, 28 апреля, заявила о введении санкции в отношении еще семи граждан России. Санкции также объявлены 17 российским компаниям.

Среди семерых неугодных Вашингтону россиян - президент «Роснефти» Игорь Сечин, первый замглавы администрации президента России Вячеслав Володин, вице-премьер Дмитрий Козак, председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, полпред президента России в Крыму Олег Бeлавинцев, глава Ростеха Сергей Чемезов, директор Федеральной службы охраны (ФСО) Евгений Муров.

Ранее американская газета The New York Times со ссылкой на свои источники сообщила, что под новые санкции США кроме Игоря Сечина может попасть и глава «Газпрома» Алексей Миллер. В свою очередь Агентство Bloomberg сообщило, что санкции могут коснуться замглавы «Газпрома» Александра Медведева. Обнародованном Белым домом «черном списке» фамилий Миллера и Медведева нет.

Все компании, которых коснулись новые санкции Вашингтона (их полный список приведен на сайте министерства финансов США), связаны с кем-то из четверых российских бизнесменов, вошедших в американский «черный список» в марте как члены «близкого круга Путина». В частности, администрация Обамы наложила санкции на компании, акционером которых является миллиардер Геннадий Тимченко: Volga group, ООО «Трансойл», «Стройтрансгаз», «Аквалинка» (ООО «Русское время»), «Авиа групп», ООО «Сахатранс», сообщает Forbes.

Кроме того, санкции наложены на «Аброс» и лизинговую компанию «Зест» — «дочек» соответственно банка «Россия» и группы «Согаз», подконтрольных миллиардеру Юрию Ковальчуку. Под санкции попала и компания «Стройгазмонтаж» (СГМ), подконтрольная Аркадию Ротенбергу.

В проскрипционном списке Вашингтона и несколько российских банков - это банк «Северный морской путь» (СМП Банк) и уфимский «Инвесткапиталбанк», акционерами которых являются братья Аркадий и Борис Ротенберги, Собинбанк (на 100% принадлежит банку «Россия»).

Напомним, сам банк «Россия» вошел в «черный список» США еще с 20 марта. В американском Минфине тогда заявили, что он «Россия» - это «личный банк» президента России Владимира Путина. После этого Путин демонстративно открыл счет в банке «Россия», распорядившись переводить туда его зарплату. 

На американские санкции российские биржи отреагировали ростом

Рынки занервничали, узнав на прошлой неделе о введении Америкой санкций против главы «Роснефти» Игоря Сечина в сочетании со слухами о возможном включении в «черный список» и руководителя «Газпрома» Алексея Миллера. 

Но примечательно, что когда реальный список новых санкций был оглашен Вашингтоном официально, российские биржи отреагировали на это бурным ростом. То есть с точки зрения бизнеса санкции оказались менее страшными, чем ожидалось.

Что касается персональных санкций против Сечина, то глава «Роснефти», конечно, приезжает в США на престижные энергетические конференции типа CERAweek в Хьюстоне, чтобы пообщаться с главами крупнейших американских компаний. Но лишиться такого общения – это, в общем, не больно. Тем более, не исключены и обходные пути. Так, спикер Госдумы Сергей Нарышкин недавно спокойно посетил Париж для участия в мероприятии ЮНЕСКО, невзирая на то, что ранее против него были объявлены въездные санкции ЕС.

Ключевой вопрос заключается в следующем: будут ли персональные санкции против топ-менеджеров касаться и самих корпораций? Пока определенности нет.

The New York Times, опубликовавшая накануне информацию о возможных санкциях против Сечина, утверждает, что при этом «Роснефть» как юридическое лицо под санкции не подпадет. Но если такое все-таки случится, то последствия будут поистине грандиозными для нефтегазового рынка, в том числе – его сегмента в США.

Для начала могут оказаться заморожены совместные проекты «Роснефти» с ExxonMobil в США и Канаде. Что в таком случае ждет проекты «Роснефти» и Exxon в самой России, прежде всего «Сахалин-1» и разведочные проекты в Арктике, пока трудно себе представить.

В ответ на американские санкции Россия может изгнать Exxon из этих проектов, что, конечно, нарушит планы Сечина построить новый завод СПГ в рамках проекта «Сахалин-1» для выхода на азиатско-тихоокеанский рынок сжиженного природного газа, но и ExxonMobil при этом лишится многомиллиардных доходов.

Еще одна проблема – британская ВР, которая является крупнейшим акционером «Роснефти» (почти 20%), и при этом имеет серьезный бизнес в США (среди прочего будучи шестым по величине производителем природного газа в этой стране). Да и вообще, список партнеров «Роснефти» по крупнейшим проектам в России и мире включая в себя топовые нефтегазовые бренды – Eni, Conoco, Statoil в России, Total и Shell в Германии (через совместное владение немецкими нефтеперерабатывающими заводами), «Казмунайгаз» в Казахстане. Не говоря уже о «Лукойле», который является партнером «Роснефти» в целом ряде проектов и при этом активно работает в США.

Что касается возможного включения в американский санкционный список Алексея Миллера и «Газпрома», то тут все еще сложнее. Миллер и «Газпром» практически не имеют интересов в США, так что закрытие для них американского рынка даст нулевой эффект. Чтобы досадить «Газпрому», Вашингтону придется попытаться «перекрывать кислород» практически всем значимым международным нефтегазовым компаниям – география сотрудничества у «Газпрома» куда шире, чем у «Роснефти».

Пострадают также владельцы долговых обязательств американского казначейства ADR, торгующихся на американской бирже, и это опять-таки будут больше проблемы американских инвесторов, чем «Газпрома».

Если американцы пойдут на резкие шаги в отношении бизнеса «Роснефти» и «Газпрома», то это будет означать серьезнейший передел мирового нефтегазового рынка с непредсказуемыми последствиями. И нет ощущения, что американцы к такому готовы.

 

Новости по теме