Банкиры предлагают отбирать водительские права у россиян за любой долг свыше 10 тыс рублей
Дата публикации: 12 марта 2015 года в 13:51.
Категория: Авто.
Банковское сообщество в лице Национального совета финансового рынка (НСФР) подготовило свои поправки в законопроект, изменяющий закон «Об исполнительном производстве».
Официальное письмо НСФР с текстом разработанного банкирами законопроекта уже направлено главе комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимиру Плигину.
Напомним, принятый депутатами в первом чтении проект изменений в закон «Об исполнительном производстве» предусматривает такую меру воздействия, как лишение права управления автомобилем. Но лишь для граждан с долгами социального характера, например по алиментам, спорам по воспитанию детей, выплаты зарплаты, ущерба. Один из авторов законопроекта Вячеслав Лысаков оценивал, что новация коснется только 300 тыс. человек: именно столько злостных алиментщиков и иных должников по социальным обязательствам могли расстаться с водительскими правами.
А вот НСФР предлагает лишать водительских прав всех должников, в том числе за долги по кредитам банков и микрофинансовых организаций. Если не отбирать права даже за самые мелкие долги, начиная от 10 тыс рублей - платежную дисциплину в стране не исправишь, утверждают банкиры.
Однако если будет принят закон в их версии, без прав могут остаться порядка 4,5 млн человек - каждый десятый водитель в стране! И это касается не только автолюбителей, но и профессионалов, для которых лишение прав означает потерю работы и куска хлеба.
Проект изменений в закон «Об исполнительном производстве» был внесен в Госдуму осенью прошлого года, и принят в первом чтении в январе нынешнего. А предложенные банкирами поправки предлагается рассмотреть ко второму чтении, которое, как ожидается, состоится до середины лета.
В защиту своего проекта банкиры приводят интересные аргументы.
Председатель НСФР Андрей Емелин пояснил, что 10 тыс. рублей - это минимальная сумма долга, при которой гражданин уже может быть лишен права выезда за границу. По мнению Емелина, лишение права управления транспортом за долги любого характера станет действенным средством, гарантирующей оперативный возврат задолженности. «Как только встает вопрос о лишении водительских прав, должники практически всегда находят источники погашения задолженности», - заявил Председатель НСФР.
Емелин считает, что если уж для должников предусмотрена такая мера наказания, как изъятие прав, то несправедливо применять ее только к должникам по социальным долгам.
- Иначе нарушаются права всех иных кредиторов, например коммунальных служб, организаций связи, банков, - сообщил Емелин. - На Западе при испорченной кредитной истории заемщик не получит следующий кредит как минимум следующие 5 лет, тогда как в России плохой заемщик может найти финансовую организацию, которая согласится дать ему денег - под повышенный процент, разумеется. В итоге у некоторых заемщиков сейчас не хватает серьезной мотивации отдавать долги - они могут годами не платить коммунальные платежи и брать новые кредиты, не возвращая старые. Лишение водительских прав стимулировало бы таких граждан платить по долгам, - утверждает представитель банковского сообщества.
В Комитете Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству подтвердили, что что письмо НСФР с законопроектом получено, но воздержались от комментариев документа.
Координатор движения за права автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов признает, что предложение банкиров на должников подействует, но оно неадекватно жесткое.
- Таким же эффективным способом улучшить платежную дисциплину было бы отрубать должникам руки, - рассуждает Шкуматов. - После того как сотне человек отрубили бы руки на Красной площади, все должники-автовладельцы побежали бы погашать задолженность. У нас 4 млн человек таких должников, и в случае реализации новации все они попадут под санкции - а это примерно каждый десятый водитель.
Руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев также заявил, что если предложение банкиров будет реализовано, водительских прав может быть лишен каждый десятый водитель - каждый третий россиянин сегодня имеет водительские права. В Федеральной службе судебных приставов сообщили, что водительские права имеют более 37% всех российских должников.
- С точки зрения безопасности дорожного движения лишать прав можно только тех, кто негоден для управления транспортным средством, нарушает правила, - говорит Шкуматов. - Выходит, экзамены ГИБДД в свете новации теряют свой смысл - даже если человек признан профессиональным водителем, он не застрахован от потери прав.
Зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов заявил, что не поддерживает предложение НСФР, подчеркивая, что нововведение поставит в неравные условия автомобилистов и тех, у кого нет прав на вождение.
И даже среди банкиров мнения о живодерском законопроекте разделились.
- Лишение водительских прав - неэффективная мера по ряду причин, - уверен директор департамента разработки розничных продуктов Бинбанка Антон Маслий. - Далеко не у всех должников есть водительские удостоверения, а лишение прав с наибольшей вероятностью усугубит ситуацию с возвратом долга. Кроме того, лишение водительского удостоверения является ограничением гражданских свобод человека, что тоже неправильно. Более эффективно было бы ввести институт привлечения должников к общественно полезным работам - например, санитарами в больницах. По крайней мере, здесь была бы еще и социальная функция.
А вот вице-президент СМП-банка Ирина Данилина считает, что лишение прав могло бы сыграть значимую роль в укреплении платежной дисциплины граждан - но только если будет налажено взаимодействие между ГИБДД и приставами, в том числе электронное, позволяющее гаишникам узнавать о наличии у водителя долга свыше 10 тыс. рублей по номерам автомобиля.
Исполнительный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко считает, что лишение прав до погашения долга - это неадекватная мера, которая совершенно не связана с имущественным положением должника и его возможностью вернуть долг.
- Утверждение, что это будет стимулом или гарантией возврата долга, необоснованно и нелогично. Для должников, которых не стимулирует к возврату уголовное наказание, лишение прав тем более не станет стимулом. А для добросовестных граждан, оказавшихся в сложной ситуации в силу объективных обстоятельств, добавится еще один фактор, ухудшающий качество их жизни и жизни их близких. Подобные изменения в законодательства в любом случае должны быть пройти серьезную и разностороннюю экспертную оценку и общественное обсуждение, поскольку существенно затрагивают целый комплекс конституционных прав. Это среди прочих и право на свободу передвижения, и право на свободное использование своих способностей, и право на владение имущество. Кроме того, не исключено, что такие нормы будут противоречить конституционно закрепленному принципу социальной направленности политики государства, - сказал Бабенко.
Скорее всего, такие ограничения станут предметом рассмотрения Конституционного суда РФ, как это в 2014 году произошло с ограничением права на выезд для должников, отметил юрист фирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Александр Баженов.
- Ограничение права на выезд признали допустимым, если пристав заранее уведомили должника об этой мере - так как такая мера защищает кредиторов: при выезде резко растет риск невзыскания долга. Это соответствует конституционному принципу, по которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Ограничение прав на управление транспортным средством не является необходимой мерой защиты интересов кредиторов, так как только стимулирует должника самостоятельно погасить долг, то есть лишь облегчает работу приставам. Возможно, Конституционный суд увидит здесь нарушение ч. 3 ст. 55 Конституции.
Источник: «Известия»