Наступающий год будет для РУСАЛа суровым - CFO
Дата публикации: 14 декабря 2015 года в 13:42.
Категория: Экономика.
иректор по финансам "РусАла" Александра Бурико
Действительно, по итогам 10 месяцев 2015 г. производство алюминия в КНР выросло почти на треть, в то время как общемировой выпуск - на 17%. Экспорт алюминия и продукции на его основе также не отстает. По последним данным, объем вывезенного за рубеж из Китая алюминия в ноябре достиг максимальных отметок - 450 тыс. тонн (+41,5% к октябрю), а за 11 месяцев - 4,34 млн тонн (+14,4%). Для сравнения: производственный ориентир "РусАла" (MOEX: RUALR) на этот год составляет 3,6 млн тонн алюминия.
Директор по финансам "РусАла" Александра Бурико в интервью "Интерфаксу" рассказала, что именно волнует российского производителя алюминия в вопросе о Китае, как компания будет погашать долги в следующем году и как изменилось настроение "РусАла" относительно девальвации рубля спустя год.
- Прошлый год для "РусАла" был одним из самых успешных за последние несколько лет: рефинансирование долгов, девальвация рубля, компания стала получать чистую прибыль и самостоятельно, без дивидендов "Норникеля" (MOEX: GMKN), обслуживать свой долг.
- В целом 2015 г. был, с одной стороны, для нас достаточно стабильным, поскольку "РусАл" накопил определенный запас прочности к концу 2014 г. в результате всего, что вы перечислили. В первом полугодии 2015 г. цена (на алюминий - ИФ) была еще приемлемой. Да, цены и премия уже начали снижаться, но еще не было того стремительного падения, которое произошло во второй половине года. Благодаря ослаблению рубля компания получила возможность продолжать все начатые инвестиционные программы и предпринимать меры по повышению устойчивости бизнеса.
Конечно, сейчас ситуация на рынках вызывает определенное беспокойство. К концу 2015 г. мы себя ощущаем, наверное, в схожих условиях с концом 2013 г. или кризисным 2009 г., когда также было резкое снижение цен.
Так что год, в целом, можно охарактеризовать как хрупкое равновесие. Накопленный в 2014 г. запас прочности уже существенно истощился. Мы, конечно, никогда не останавливались в стремлении оптимизировать затраты, повышать эффективность производства разными методами. Однако сейчас мы понимаем, что предстоящий год для нас будет достаточно суровым.
- Что вы ожидаете от цен и премий на алюминий в 2016 г.? Будут они снижаться или, наоборот, расти?
- На наш взгляд, текущий уровень цен на LME (чуть ниже $1500) и премии, которая сегодня остановилась в своем стремительном падении на отметке ближе к $90, не может удерживаться долгое время. Потому что для очень большого количества производителей такой уровень цен ниже себестоимости. Мы рассчитываем, что Китай сократит выброс металла на внешний рынок, что должно положительно повлиять на общую ситуацию на рынке. Также "РусАл" ожидает, что производители с наиболее высокой себестоимостью будут постепенно сокращаться. Речь об этом уже шла - в первую очередь, в Северной Америке, например, об этом уже заявила Alcoa. Это должно положительно повлиять на цены.
Соответственно, в 2016 г. рынок, скорее всего, вернется в состояние дефицита. И это, безусловно, должно направить вверх цены и премии. Поэтому мы ожидаем, что текущий уровень не сохранится в долгосрочной перспективе, и спотовая цена превысит $1600 за тонну. Премии тоже будут расти.
- Много надежд возлагается на сокращение выпуска алюминия в КНР. Но, судя по данным Международного института алюминия (IAI), только за 10 месяцев 2015г. производство этого металла в КНР выросло почти на треть.
- Нас в меньшей степени волнует само по себе производство в Китае. Вопрос в том, чтобы Китай потреблял все, что производит. Потребление у них растет, но не столь быстрыми темпами как раньше.
Сейчас новые мощности в КНР не строятся. Действительно, порядка 2-3 млн тонн новых мощностей были введены в течение 2015 г., но при этом 2 млн были выведены. Китай сейчас производит порядка 30 млн тонн, но рост сам по себе не столь существенный. Другой вопрос, что они нарастили выпуск алюминия и вывели больший объем металла на внешние рынки, что и оказывает давление на цены. Но мировая алюминиевая отрасль не приветствует такой подход. Ведь Китай, по сути, экспортирует свою экологически неблагоприятную электроэнергию: часть их алюминиевых заводов получают субсидированный энерготариф (за счет чего они и выживают), и при этом электростанции работают на угле.
На прошедшем климатическом саммите в Париже также речь шла о том, что нужно снижать влияние производства на окружающую среду. Мы это активно поддерживаем. "РусАл", например, уже на 97-98% работает на чистой гидроэнергетике.
- Впервые с 2009 г. "РусАл" выплатил промежуточные дивиденды в сумме $250 млн. Стоит ли акционерам ожидать в следующем году дивиденды? И от чего они будут зависеть, помимо основных факторов?
- Во второй половине 2014 г. и первом полугодии 2015 г. у "РусАла" был определенный запас прочности. Мы снизили свой показатель leverage, были получены дивиденды "Норникеля" за несколько периодов, принята новая дивидендная политика. Это позволило небольшую (относительно нашего баланса) сумму направить на выплаты дивидендов.
Будущие выплаты, конечно, зависят от нашего финансового состояния в целом. В частности, от показателя EBITDA, который определяется соотношением цены и себестоимости. Пока цены низкие, EBITDA будет меньше. Также стоит отметить, что мы сокращали нашу долговую нагрузку на протяжении долгого периода, но, тем не менее, у "РусАла" остается достаточно большой чистый долг.
Поэтому, когда будет рассматриваться этот вопрос, все наши финансовые потребности, включая обслуживание и погашение кредитов, будут в приоритете, а дивиденды, как и в других компаниях, последуют за этим.
Сейчас с учетом низкой цены нас гораздо больше беспокоит устойчивость компании, то есть возможность в следующем году выполнить свои обязательства перед банками. Если на рынке начнутся значительные позитивные сдвиги, наверняка вопрос по дивидендам будет поднят, но сейчас преждевременно об этом говорить.
- Иными словами, вопрос о дивидендах, если и будет рассматриваться, то не раньше середины 2016 г.?
- Все зависит от конъюнктуры. Нужно вначале посмотреть, как будет складываться ситуация.
- "РусАлу" в IV квартале осталось погасить по кредитам $100 млн. Компания уже произвела выплаты?
- Да. Это было синхронизировано с нашей выплатой дивидендов (6 ноября). Соответственно, в IV квартала было погашено $100 млн.
- В 2016 г. "РусАлу" предстоит выплатить $1,3 млрд по кредитам. Как вы оцениваете возможности компании погасить полностью эту сумму? И не ведет ли "РусАл" переговоры с банками о новых сроках погашения? Поскольку некоторые аналитики по итогам МСФО за III квартал отмечали, что у компании могут возникнуть сложности с выплатами по долгу из-за низких цен на алюминий.
- Опасения естественны - когда низкие цены, все начинают об этом задумываться. И мы тоже всегда мониторим рынок. Анализируем, какие существуют возможности сделать наш кредитный портфель дешевле: рефинансировать существующий долг или более оптимально реструктуризировать его, перенося, возможно, часть выплат на последующий период. "РусАл" никогда не прекращал это делать.
Действительно, в 2016 г. сумма выплат значительна. В январе (2016 г. - ИФ) мы планируем выполнить первые выплаты, а дальше будем анализировать разные варианты. У нас достаточно широкие возможности с точки зрения работы с рынком.
- Рассматривается ли вариант размещения облигаций?
- В том числе. Если говорить о рублевых облигациях, то с одной стороны на рынке есть ликвидность. Но, с другой стороны, рублевые облигации сегодня - достаточно дорогой инструмент. Мы будем сравнивать стоимость инструмента с другими доступными нам возможностями по привлечению двусторонних кредитов или дополнительного предэкспортного финансирования. "РусАл" свои кредиты существенно погасил за последнее время, и кредиторам интересно продолжать с нами работать и расширять лимиты.
- Сейчас "РусАл" ведет двусторонние переговоры с кем-то из кредиторов по привлечению займа?
- Мы постоянно это делаем с целым рядом и российских, и иностранных банков. Достаточно много банков заинтересованы в таком заемщике как "РусАл".
- "РусАл" рассматривает размещение евробондов?
- Да, но сегодня это достаточно дорогой инструмент - ставка по купону 7% и выше. У нас средневзвешенная ставка по кредитному портфелю сейчас существенно ниже.
Одной из основных причин столь высокой ставки по купонам сегодня является страновой риск. Это видение рынка, судя по последним размещениям, например, "Норникеля" (ГМК в октябре разместила 7-летние евробонды на $1 млрд под 6,625% - ИФ). Эта компания - надежный заемщик, но купон для того, чтобы заинтересовать инвесторов, примерно такой.
- По данным "РусАла", насколько в этом году снизилось потребление алюминия внутри страны? В следующем году продолжится падение?
- В РФ за первые три квартала произошло сокращение потребления алюминия на 10-11%. Сейчас мы, как один из основных представителей индустрии, ведем работу по стимулированию потребления этого металла в России, потому что среднедушевое потребление у нас одно из самых низких относительно других стран, что в принципе показывает технологическое отставание страны.
По инициативе Минпромторга уже зарегистрирована Ассоциация производителей и потребителей алюминия. В ближайшее время планируется первое заседание, где будут рассматривать возможные меры по развитию отрасли. Где-то это будет создание новых производств по тем товарам, которые сейчас импортируются, где-то это будет замена других материалов на алюминий.
Для "РусАла" интереснее всего продавать свой металл на российском рынке. Мы будем прилагать все усилия для этого, в том числе активно работая в составе алюминиевой ассоциации.
В 2016 г. дальнейшего снижения потребления не будет. У нас сейчас пока не хватает производств, которые могли бы заместить импортируемую продукцию, и спектр достаточно большой - от сковородок до более технологичных товаров - радиаторов, автокомпонентов.
Здесь нужно именно создание совместных предприятий и поддержка этих производств с помощью госпрограмм, которые позволяют снижать налоги, привлекать дешевое финансирование на начальном этапе. В дальнейшем необходимо стимулирование потребления путем использования алюминия вместо устаревших и менее конкурентных материалов. Например, посредством изменения стандартов, ГОСТа и др.
- В III квартале административные расходы компании были самыми низкими с 2009 г. - $114 млн. За счет чего компания снизила расходы по этой статье?
- В целом в 2015 г. у нас расходы снижаются, в том числе благодаря девальвации. Если в 2014 г. она произошла ближе к IV кварталу, то в течение всего этого года мы имеем ослабленный рубль. Колебания межу кварталами связаны с разными причинами, в том числе с единоразовыми премиальными выплатами в одном квартале и их отсутствием в другом. Но мы ожидаем, что уровень и в IV квартале, и в 2016 г., также будет достаточно низкий.
Мы постоянно проводим меры по оптимизации численности управляющего состава при централизации сервисных функций, что положительно влияет на расходы. Стараемся больше пользоваться внутренними собственными специалистами, не нанимать дорогостоящих консультантов.
- Как еще "РусАл" снижает расходы, помимо закрытия неэффективных мощностей?
- Компания нацелена именно на оптимизацию, связанную с технологическими новинками, стандартизацией процессов, где можно реально достичь какого-то эффекта. Она может не давать существенного моментального эффекта, но позволяет постоянно сдерживать затраты на низком уровне.
Что нам мешает в борьбе с ростом расходов? Это известный фактор - рост тарифов естественных монополий. Произошедшая с этого года индексация тарифов РЖД заметно на нас повлияла: рост тарифа на 10%, как для всех, а как для экспортеров дополнительно еще на 13,4%.
"РусАлу" ведь нужно не только вывезти алюминий, но и доставить все сырье для его производства. По последнему году мы транспортируем порядка 22 млн тонн по железной дороге, соответственно, для нас тарифы РЖД являются существенным фактором, и мы пытаемся вести диалог с ними.
- Некоторые компании из черной металлургии частично переходят на автотранспортные перевозки. Вы не рассматриваете такой вариант?
- Мы постоянно анализируем альтернативные варианты, как на коротких, так и на длинных "плечах", сравнивая стоимость автотранспортных и ж/д перевозок. На определенных маршрутах автотранспорт выгоднее. Но главное, мы стараемся на всех наших ключевых маршрутах использовать обратную загрузку. Надо помнить, что мы возим кокс, аноды, глинозем, и автотранспорт не везде является выгодной альтернативой. Поэтому все равно "РусАл" продолжит в существенной степени использовать железную дорогу.
- В начале года "РусАл" обращался в Минпромторг с просьбой о скидках на перевозку сырья. Компания еще ведет переговоры по снижению тарифной надбавки?
- Мы продолжаем сейчас вести работу уже непосредственно с представителями РЖД по получению дополнительной скидки на перевозку сырья. Установлены специальные коридоры, в рамках которых они могут принимать решения. Мы предоставляем свои данные, насколько существенно влияют на нас транспортные тарифы. Они их анализируют.
- Как скоро эти переговоры закончатся?
- Мы, безусловно, рассчитываем уже в 2015 г. завершить их для того, чтобы уже в следующем году использовать сниженный тариф. По крайней мере, такую цель перед собой ставим.
- Когда ожидается запуск Богучанского алюминиевого завода?
- Сейчас завод работает в режиме пусконаладки. Рассчитываем, что официальный запуск случится в ближайшее время, в первом квартале 2016 г.
- Нашел ли "РусАл" партнера по Тайшетскому проекту?
- Мы продолжаем вести переговоры по этому проекту. Долгое время общались на этот счет с китайскими компаниями, а сейчас также рассматриваем вариант партнерства и с российскими компаниями.
Но говорить про Тайшет пока преждевременно. Очевидно, что его достройка - это не перспектива ближайших лет. При текущей цене на алюминий нет необходимости поставлять на рынок такой объем металла. Конечно, вопрос по Тайшету будет решен, но скорее всего, мы говорим про металл ближе к 2020 г.
- Какие инвестиции в приоритете у "РусАла" в следующем году?
- Приоритеты у нас не смещаются. Часть средств идет на поддержание мощностей и техперевооружение, другая существенная часть - обязательно на экологию. Мы заканчиваем большой проект по Ачинскому глиноземному комбинату в 2016 г., продолжаем проект по "экосодербергу" на Красноярском и Братском заводах. Аналогичную программу постепенно запускаем на Новокузнецком алюминиевом заводе.
На следующий год также запланирована существенная сумма на установку новых газоочистных сооружений, снижающих выбросы, на Братском заводе и на нашем кремниевом производстве.
Следующая статья инвестиций - проекты развития, на них в следующем году направим существенную часть средств. Мы продолжаем большой проект в Красноярске по цилиндрическим слиткам, где вместо первичного металла на рынок будут поставляться сплавы с большей маржой. Также рассматриваем варианты дополнительной модернизации на Иркутском и Кандалакшинском заводах, если, конечно, удастся договориться по тарифу для Кандалакши с Росатомом.
Также у нас серия проектов для укрепления сырьевой независимости. В первую очередь, это "Диан-Диан" в Гвинее. В следующем году планируется старт активной фазы строительства, куда мы инвестируем более $50 млн. Еще рассматриваем на 2016 г. проект по производству анодных блоков на Волгоградском заводе.
- Инвестиции на следующий год будут около $500 млн, как и в предыдущие периоды?
- Мы стараемся держать сapex примерно на этих уровнях - $500-600 млн. Естественно, у нас есть возможность приостанавливать эту программу и какие-то капитальные вложения уменьшать в случае, если будет совсем плохая рыночная конъюнктура. Но пока планы действительно такие.
Рассчитываем, что при этом мы сможем держать себестоимость "в узде" с помощью будущей скидки от РЖД. Иными словами, будем повышать маржу, сдерживать себестоимость, в результате чего исчезнет необходимость сокращать инвестиции в производство.
- Согласно вашим ожиданиям, себестоимость в IV квартале вырастет, снизится или же останется на уровне июля-сентября?
- Я думаю, что в долларовом выражении себестоимость будет стабильна. Возможно, даже будет небольшое снижение. С одной стороны, рубль ослаб в последнее время. С другой стороны, наблюдается сезонный рост энерготарифов из-за наступления холодов и низкой водности. Но рассчитываем, что в целом этот показатель не сильно изменится.
- В прошлом году "РусАл" был безусловным бенефициаром девальвации рубля. Насколько сильно сейчас эффект слабого рубля влияет на компанию?
- Девальвация - это временная вещь. Вначале она действительно дает положительный эффект, но дальше за счет инфляции весь этот эффект исчезает. Это первый момент. Во-вторых, чем слабее рубль, тем меньше доля рублевых затрат и в себестоимости, и в capex относительно общей массы. Поэтому любое дальнейшее ослабление рубля уже имеет гораздо менее сильный эффект. То есть, если при 30 руб./$ каждый рубль имел существенное влияние, то сейчас при курсе 60-65 руб./$. мы уже меряем это влияние на 5-10 руб.
Очень существенна инфляция, а также рост тарифов на РЖД и электроэнергию. И, конечно, заработную плату нашим сотрудникам мы тоже стараемся индексировать, в первую очередь, работникам на заводах.