Как пенсионерка из Хакасии стала звездой скандала
Дата публикации: 21 декабря 2015 года в 23:09.
Категория: Скандалы.
Все началось с того, что 14 декабря одно абаканское информагентство опубликовало шокирующий материал о 70-летней жительнице райцентра Боград Любови Филипповне Кожуховской. Журналисты сообщили, что «женщина обратилась в нашу редакцию» (запомним эту фразу!), с мольбой о помощи.
«Со слезами она жаловалась… хожу в валенках, сплю одетая, натопить дом из-за его ветхости невозможно», - сообщается в статье. Далее идут душераздирающие подробности: «Окна старенького жилья пенсионерки почти сравнялись с землей. Натопить до комнатной температуры помещение не удается из-за его ветхого состояния… Жилье давно нуждается в ремонте, но осуществить его своими силами нет ни сил, ни денег».
По словам журналистов, «родных, которые могли бы оказать финансовую поддержку, у женщины нет».
После этого сообщается, кто во всем виноват: «Администрация Бограда абсолютно равнодушна к ее проблемам, на просьбы пенсионерки о помощи никак не реагирует. Женщина хотела попасть на прием к главе Хакасии Виктору Зимину, но туда ее не пускают. Вместо этого отправляют в 106 кабинет. Но и там необходимой помощи тоже не оказывают».
В заключение материала кидается кирпич и в огород социальной службы: «А где же сотрудники управления социальной поддержки населения, которые в силу своей работы обязаны, по меньшей мере, вести учет жителей, нуждающихся в помощи. Кто поможет пожилому человеку?!» - вопрошает автор статьи, который, впрочем не оставил под материалом своей подписи.
Керосина в огонь добавили комментарии под материалом: «Старушка лежит, умирая от голода и холода, боградская администрация – циники… пенсия мизерная, родственников нет».
Публикация взбудоражила представителей других СМИ, гражданских активистов и чиновников всех уровней. Первыми на место событий в Боград прибыл десант из местного отделения «Общероссийского Народного Фронта» (ОНФ) и съемочная группа региональной телекомпании РТС.
Но оказавшись на месте, «фронтовики» и телевизионщики увидели и узнали, что ситуация сильно отличается от картины, ранее нарисованной журналистами интернет-издания.
Обычный дом на улице Ленина в селе Боград. Он заметно обветшал без крепкой мужской руки, но отнюдь не развалюха «вросшая окнами в землю», как драматично писали журналисты, которые, судя по всему, этого дома и в глаза не видели.
Здесь живет 70-летняя Любовь Филипповна Кожуховская. Она рассказывает, что в доме зимой стало холодно - ходить по полу можно только в валенках. Как видим, это сильно отличается от версии «умирает от голода и холода».
Еще один важный нюанс: Любовь Филипповна утверждает, что сама ни у кого ничего не просила и с жалобами никуда – в том числе в редакции СМИ – не обращалась. (Это означает, что ранее опубликованное утверждение «к нам в редакцию обратилась… и со слезами рассказала» - это, мягко говоря, художественный вымысел журналиста.
Кожуховская призналась, что заявления во все инстанции рассылает ее старшая 74-летняя сестра, которая живет в 200 км от нее - в райцентре Бея.
«Я ее и прошу, не ходи, а она: ну как, ты ж замерзнешь! – пояснила Любовь Филипповна, - Вот она и беспокоится, конечно. Она грамотная, а я не грамотная... Она знает куда идти и куда что».
Также выяснилось, что обвиненная в полном бездействии социальная служба пенсионерку вовсе не игнорирует. В Управлении Соцподдержки Боградского района пояснили: «Любовь Филипповна состоит у нас на бесплатном обслуживании, к ней ходит социальный работник, помогает ей с уборкой помещений и в доставке воды. И этот соцработник, кстати, тоже сообщает, что полы в доме пенсионерки действительно холодные».
Еще больше подробностей рассказал побывавший в Бограде с делегацией ОНФ руководитель хакасской правозащитной организации Анатолий Слободин:
«Приехали мы в Боград по жалобе, которую подала сестра Любви Филипповны Кожуховской, а также в связи с большим общественным резонансом, который приобрела эта история. Любовь Филипповна утверждает, что у нее очень маленькая пенсия, что она замерзает, а местные власти ничем ей не помогают.
Что увидел я лично. Пенсия, действительно, 7000 рублей, пол в доме на самом деле холодный, но работники социальной защиты, на мой взгляд, делают все возможное для пенсионерки. Руководство сельсовета тоже не осталось равнодушным. В прошлом году пенсионерке выделялась материальная помощь от сельсовета. Так же выделялась помощь от соцзащиты. В качестве благотворительной помощи был выделен брус, цемент, щебень на ремонт опалубки дома в 2011 году. Все это лежит во дворе до сих пор.
Пенсионерке дважды предлагали переехать в Республиканский дом ветеранов либо на постоянное жительство, либо на зимний период. Но оба раза женщина отказалась.
Ей кроме того предлагали написать заявление на получение муниципального жилья, но и переезжать в другой дом Любовь Филипповна наотрез оказывается. Печку в своем доме она упорно топит дровами, а когда ей предлагают бесплатный уголь - отказывается, требует именно дрова!».
Также выяснилось, что 12 лет назад Любовь Филипповна получила от организации, в которой работала, половину хорошего дома - три комнаты с кухней. Однако, как рассказали ее односельчане, этот большой добротный дом она вместе со своей сестрой продала и переехала в старый дом своих родителей, где сейчас и обитает. При этом именно ее сестра, участвовавшая в продаже дома и, переехавшая в другое село, теперь во все инстанции рассылает жалобы о бедственном положении Любови Филипповны.
Резюмируя свои впечатления от этой истории, правозащитник Анатолий Слободин отметил: «У меня два вопроса: кто и что еще должен сделать для «несчастной» пенсионерки? И что сделала ее сестра с племянниками для близкой родственницы, помимо рассылки жалоб на администрацию?».
При этом он посоветовал Любови Филипповне все-таки переехать в Абакан, в Республиканский дом ветеранов на полное государственное обеспечение.
О проблеме недостатка тепла в доме пожилой односельчанки знают и в поселковом совете и в районной администрации.
Николай Волошин, до сентября этого года возглавлявший Боградский сельсовет рассказал, что еще в прошлом году Кожуховской оказали материальную помощь на ремонт дома. Кроме того, за счет спонсоров нашли и доставили ей стройматериал для ремонта – гравий и брус для того, чтобы откапиталить стенку.
Сергей Чернышов, глава Боградского района сообщил, что эксперты оценили ремонт несущего венца, который впускает холод в дом пенсионерки, в 50 тысяч рублей. Эту сумму активная сестра Любови Филипповны требует выдать ей наличными. Но это просто невозможно сделать по закону.
«Из бюджета деньги нельзя выделить потому что это частный дом, - пояснил Чернышов. - Но мы проговаривали со специалистами сельского совета и дали рекомендации, чтобы был открыт благотворительный фонд, куда можно собрать финансовую помощь, а потом на эти средства нанять специалистов для проведения ремонта».
Другими словами, когда удастся собрать деньги, то пойдут они только на оплату работы строителей. «Наличку» ни пенсионерка, ни ее родственники не получат.
Тем временем, по словам соседей, над запросами, которых сестра Любови Кожуховской рассылает во все инстанции, вплоть до Президента России, смеется все село. Сельчане недоумевают: почему проблему ремонта дома семья даже не пыталась решить своими силами, как делают все остальные? Или хотя бы не перевезти сестру к себе? – эти вопросы пока остаются без ответа.
Скандал, раздутый в СМИ вокруг «замерзающей боградской бабушки» оставляет очень неприятный осадок. И не в адрес чиновников, которые на этот раз оказались совершенно ни в чем не виноваты, а на неразборчивых журналистов.
Представители СМИ должны сначала убедиться в том, что жалующиеся на что-то люди действительно бедствуют и нуждаются. А не выдумывают проблемы, чтобы урвать себе что-то на халяву.
Взять, к примеру, этот случай. Оказывается Любови Филипповне дали хорошую квартиру, а она ее вместе с сестрой благополучно продала. При этом эта самая сестра жива, здорова и не бедствует. А есть еще племянники и другие родственники. Может, именно этим родственникам выгодно «выбить» ремонт дома для старушки на бюджетные деньги? А потом, не исключено, отремонтированный дом тоже продать.
Серго Микоян