В Москве открылась выставка «Древние лики Хакасии»

Дата публикации: 12 мая 2016 года в 14:18.
Категория: Культура и спорт.

В Москве в Театральном музее имени А.А. Бахрушина открылась выставка «Древние лики Хакасии». В экспозиции представлены фотографии погребальных масок так называемой таштыкской культуры.

Портретные маски скрывают внешность человека и открывают его истинную суть – так считается с давних времен. В театральном музее имени Бахрушина в Москве 7 мая открылась уникальная выставка «Древние лики Хакасии», цель которой – показать широкой публике малоизвестные страницы Таштыкской культуры. В ее погребальных обрядах именно портретная маска играла главную роль. Ее изготавливали для конкретного человека – индивидуально, стремясь передать не только внешний облик, но и особенности характера. Собранные в одну коллекцию они представляют своеобразный портрет народа, который две тысячи лет назад населял территорию современной Хакасии.

На выставке можно увидеть, как две с половиной тысячи лет назад выглядели люди, населявшие среднее течение Енисея. Древние сибиряки, предки современных хакасов, жили на территории нынешней Хакасии с IV века до нашей эры по VI век нашей эры.

Галерею образов собрал по собственной инициативе житель Хакасии Сергей Нарылков. По профессии физик-ядерщик, увлеченный историей родного края, он добился разрешения провести фотосъемку погребальных масок в ведущих музеях страны и уже 7 лет возит выставку «Древние лики Хакасии» по разным городам России. Экспозиция побывала также в Финляндии, Венгрии, Индии.

- Это эпоха зарождения христианства на земле. Как в Египте все происходило – любого школьника спроси, он знает об этом. Про нашу историю, что у нас есть археологические артефакты мирового уровня в Эрмитаже, в Историческом музее, мало знают. И мне бы хотелось этой выставкой привлечь внимание общественности к тому, что у нас есть не менее интересные археологические артефакты в виде погребальных масок, - говорит автор выставки Сергей Нарылков.

Посмертные маски, по словам археолога Игоря Кызласова, были частью сложного погребального обряда. После смерти тела сжигали, пепел зашивали в кожаный мешочек, затем шили человекоподобное чучело-манекен, на месте головы помещали погребальную маску, сохранявшую портретное сходство.

- Может быть, эти люди в деталях выглядели не так. Но одно многообразие этих обликов заставляет вас думать, что те люди, которые делали эти маски, видели перед собой в памяти лицо ушедшего. То есть мы имеем возможность проследить становление физическое, антропологическое того населения, которое у нас в Сибири существует поныне. Это очень интересно. А обрядовая сторона еще очень мало нами постигнута, - рассказывает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН Игорь Кызласов.

Все эти погребальные маски были обнаружены в могильниках на территории Хакасии. Иногда в одном родовом захоронении находили по 100 и больше масок. Женские отличаются от мужских наличием орнамента и узоров. Благодаря филигранной работе древних скульпторов сегодня мы можем увидеть настоящую портретную галерею людей, населявших в начале нашей эры Южную Сибирь.

По материалам телеканала «Культура».

Новости по теме