Президент Delfin Group Russia Томас Петровский: импортное моторное масло отличается от российского только ценой
Дата публикации: 7 июня 2016 года в 23:13.
Категория: Экономика.
Фото: пресс-служба Delfin Group Russia
О том, как удачная идея легла в основу глобального бизнеса, Томас Петровский рассказал в интервью «Ленте.ру».
«Лента.ру»: Заниматься автомобильными маслами на Пушкинском заводе вы начали в 1992 году. Казалось бы, именно тогда к нам валом хлынули иностранные производители. Почему в тот момент вы решили взяться за выпуск отечественного продукта?
Томас Петровский: Да, мы были одной из первых российских компаний, вступивших на этот рынок. И мы почувствовали в нем потенциал: дело в том, что в России тогда практически отсутствовало производство полиэтиленовой тары, даже продукты питания приходили в стекле. И вся автохимия была в стеклянной упаковке. А так как мы работали на заводе по производству нестандартного оборудования, используя этот опыт разработки и проектирования, мы в течение трех месяцев сконструировали и изготовили первую выдувную машину и приступили к производству полиэтиленовой тары. Так началось наше производство моторных масел в полиэтилене. С тех пор принципиально ничего не поменялось: наш бизнес складывается вокруг выпуска разнообразной полиэтиленовой тары, от 50 грамм до 30 литров. И продуктов, которые можно в нее уложить. Кстати, некоторые экземпляры оборудования работают и по сей день, производя изделия, пользующиеся спросом.
Вы говорите о моторном масле?
- Не только, среди наших основных продуктов также значатся охлаждающие и стеклоомывающие жидкости, консистентные смазки и большой спектр автохимии — более ста наименований. Двадцать лет назад рынок автохимии был полностью занят иностранными производителями. Теперь, когда мы можем составить им конкуренцию в ценовом плане, это новый спектр для развития производства. Та же ситуация складывается на рынке автомобильных фильтров, что подвигло нас организовать производство, которое на сегодняшний день является одним из крупнейших в России.
До какой степени все это можно назвать российской продукцией? Ведь компоненты вы покупаете за рубежом.
Томас Петровский. Фото: пресс-служба Delfin Group Russia
- Часть компонентов действительно импортная, но давайте разберемся, что такое отечественный продукт. Есть такое направление — Repack, то есть переупаковка товара, который приходит из-за границы. На него клеится другая этикетка, и это выдается за российское производство. У нас иная ситуация: мы сами разрабатываем рецептуры, получаем на них сертификаты соответствия, затем внедряем в производство, получаем базовые компоненты, смешиваем, имеем на выходе готовый продукт и паспорт качества на него — соответственно, мы считаем, что такой продукт является отечественным, то есть произведенным в России.
И насколько он соответствует мировым стандартам?
- На все сто процентов, что отражено на этикетке. Мы не можем позволить себе иного, так как конкуренция на рынке сейчас очень высока. Качество эксплуатационных характеристик гарантируют производители компонентов-присадок. Это именитые компании, которых в мире по пальцам перечесть. А то, что продукт сделан правильно, гарантируется нашими технологическими нововведениями. Скажем, сейчас мы сертифицированы на стандарт ISO 9001. Но считаем, что он себя уже изжил, устарел. И работаем над внедрением — подчеркну, именно над внедрением на производстве, потому что это не должно оставаться простой бумажкой — стандарта ISO 16949. Это новый международный стандарт, ориентированный на производство автомобильных запчастей и всего спектра сопутствующих товаров.
Если говорить о нововведениях: в 2005 году Пушкинский завод стал частью промышленной ассоциации Delfin Group. Заявлялось, что кооперация позволит модернизировать производство. Как изменился завод за прошедшие одиннадцать лет?
- Значительно: были введены новые технологии, в том числе экспериментальные, куплены американские патенты на блендинг, на 90 процентов поменян парк производственного оборудования. Заново был создан независимый испытательный и исследовательский центр, аккредитованный на выдачу официальных заключений. Впрочем, это далеко не все плюсы ассоциации с Delfin Group — помимо единой группы юристов, технологов, главных инженеров и так далее, у нас единая кредитно-финансовая политика, что упрощает диалоги с финансовыми учреждениями.
Производство вышло на новый уровень, а что насчет экологических стандартов предприятия?
- Тоже выросли: мы имеем большой опыт работы в западных компаниях, в Европе и Америке, и четко представляем, какие экологические требования предъявляются предприятиям в этих странах. Надо сказать, что Россия сейчас догоняет Запад, а мы стараемся работать на опережение — технологии, которые закладываются в очистку выбросов и сточных вод, опережают отечественные требования на пять-десять лет.
Продолжая «социальную» тему — действуют ли у вас программы обучения персонала?
- Конечно, потому что требования к профессионализму сотрудников неуклонно повышаются, особенно для химиков, технологов. Усложняется и сфера автоматизации — как учета, так производства. Поскольку в России производство развивается, нам требуются специалисты нового уровня.
Развивается даже сейчас, несмотря на кризис?
- Да, потому что, если рынок в целом просел с начала кризиса на 15-20%, то наш сегмент, наоборот, вырос. Что позволило увеличить производство на 30-40% за последние полтора года.
Вы имеете в виду средний ценовой сегмент?
- Исторически мы позиционировались в среднем и низком сегментах рынка. Мы имеем два бренда в среднем сегменте — это Luxe и Spectrol. Средний сегмент самый сложный, в нем мы присутствуем более 20 лет. И ряд брендов в дешевом сегменте, например, Oilright.
В чем заключается сложность?
- Тут нашими конкурентами являются высокоинтегрированные компании, имеющие собственные сырьевые ресурсы, так называемая большая тройка: «Лукойл», «Роснефть» и «Газпром нефть». Либо совсем маленькие предприятия, которые могут делать небольшой блендинг и реализовывать продукцию чуть ли не самостоятельно. Мы должны придерживаться золотой середины, балансируя между двумя этими видами конкурирующих компаний.
Что позволяет вам удерживать рыночное равновесие?
- Во-первых, собственная высокотехнологическая ниша. Потом, наш козырь — это выполнение заказов. Ассортимент предприятия — порядка трех тысяч наименований, и 99 процентов продукции всегда имеется на складах. А если чего-то нет, то, согласно контракту, мы обязаны в течение 72 часов принять заказ и произвести отгрузку товара. Отмечу, что в крупных конкурирующих компаниях на это уйдет не меньше месяца. Гибкость — вот наше основное преимущество.
На каких рынках, помимо отечественного, представлена ваша продукция?
- Приоритетным экспортным направлением для нас являются страны СНГ. Прежде всего, партнеры по Таможенному союзу — Казахстан и Белоруссия. Отмечу присутствие на Ближнем Востоке, а также значительные объемы, поставляемые в Африку и Восточную Европу. Это все продукция российского завода. С нашей рижской площадки мы продаем продукцию в Англию, Францию, Италию и Испанию.
Почему российский завод не поставляет в Западную Европу? Продукция чем-то отличается?
- Продукты одни и те же, все дело в технологическом регламенте. Европа защищает свой рынок от российских производителей недорогого масла. Все, что производится в Европейском союзе объемом больше тонны, должно иметь сертификат REACH на каждый компонент, входящий в состав продукта. Некоторые базовые масла, которые изготавливаются в России, такого сертификата не имеют.
Отечественный рынок печально славится обилием контрафакта. Приходилось сталкиваться с подделками собственных брендов?
- В нашем ценовом сегменте подделки — это редкость, мы с ними никогда не сталкиваемся. Хотя нельзя дать прямого заверения, но если говорить с позиции математического расчета — шанс нарваться на контрафакт выше как раз у покупателей более дорогого продукта. То есть, это тоже можно рассматривать как некий потребительский плюс: при идентичном качестве, отечественные масла, в отличие от импортных, не подделываются.
Фото: пресс-служба Delfin Group Russia
Сотрудничаете ли вы напрямую с автопроизводителями в России?
- Да, у нас есть такой опыт. С «АвтоВАЗом» мы работали по антифризам, некоторым китайским производителям поставляли масло и другие эксплуатационные жидкости. Вообще, использование нашего масла для первой заливки в двигатель красноречиво свидетельствует о качестве, так что это направление сотрудничества является для нас приоритетным.
Продажи автомобилей падают, и конца этому пока не видать. Не ударит ли затяжной кризис авторынка по производителям масел?
- За то время, что ведем бизнес, мы переживаем уже третий кризис — в 1998 году, 2008-м и, наконец, нынешний. И если поднять графики, наш сегмент неизменно увеличивался в процентном соотношении. Дело в том, что низкая покупательная способность вынуждает людей отказываться от использования дорогих масел импортных брендов. А испытав отечественное масло, автовладелец и в дальнейшем будет его использовать, даже когда кризис минует. Потому что зарубежные и российские моторные масла отличает только цена. Кто откажется от четырехкратной экономии без потери качества и эксплуатационных характеристик?
Если сегмент растет в кризис, планируете ли вы расширять производство?
- У нас есть планы по диверсификации производства, но не горизонтальной, а вертикальной. То есть наша задача — предложить покупателю лучшую цену за счет налаживания собственного выпуска. В том числе за счет импортозамещения некоторых компонентов — этим мы занимаемся не первый год. Скажем, в 2008 году удалось запустить производство присадок, аналогичных импортным. На исследования и испытания готового продукта было затрачено около четырех лет, но результат это полностью оправдал. И везде, где мы уверены, что отечественный продукт может заместить импортный без потери качества, такая работа ведется.