Антимонопольная служба взялась за ясновидящих
Дата публикации: 24 июня 2016 года в 13:11.
Категория: Экономика.
Велик соблазн заглянуть в свое будущее. Заодно убрать порчу, освободиться от негатива, взять оберег на удачу и прибыль. А для полного счастья, снять венец безбрачия и приворожить суженого-ряженого, богатого и щедрого. Вот так, одним посещением решить все проблемы. Как оказалось, ничего невозможного нет. Именно это - все и сразу обещают нам «потомственные предсказатели», «настоящие ясновидящие» и прочие представителей оккультных наук, объявлениями которых пестрят страницы газет и рекламные щиты.
Обращаться или нет к этим альтернативно одаренным гражданам, казалось бы, дело добровольное. Но как быть, если после сеанса «ясновидения» у клиента вместе с «порчей» исчезает крупная сумма денег? А за этим следует заявление в полицию о мошенничестве? Такие истории случаются в каждом регионе России. Не обошли они и Хакасию. На днях начался суд над подобной «ворожеей», которой грозит солидный тюремный срок. (И как она не смогла предвидеть этакий поворот в своем будущем?).
А кроме статей Уголовного кодекса, есть еще закон о рекламе, в котором имеется специальная статья, предусматривающая ответственность за недостоверную рекламу. И вот тут возникает вопрос: как относится к подобным объявлениям и можно ли информацию, обещающую клиентам предоставление паранормальных услуг, заведомо считать недостоверной? Есть ли здесь нарушения закона о рекламе?
Чтоб окончательно решить этот вопрос, сотрудники регионального Управления антимонопольной службы обратились к профессионалам – психологам Хакасского государственного университета. В качестве экспертов пригласили профессора, доктора психологических наук Владимира Морогина; доцентов, кандидатов психологических наук Евгению Власову и Надежду Комарову; а также практикующего психолога Сергея Акимова.
Психологи единодушно и однозначно признали представленные им для оценки объявления местных «ясновидящих» недостоверной рекламой. По их мнению, тексты объявлений содержат в себе заведомые противоречия и невыполнимые обещания:
«Снимет порчу» – но что такое порча и каковы способы ее снятия?
«Снимет темный негатив» – что подразумевается под данным обещанием и есть ли в природе «светлый негатив»?
«Поставит защиту» – от кого/чего и каким именно способом?
«Сделает оберег на удачу и прибыль» – что подразумевается под удачей и какая сумма прибыли?
Если резюмировать выступления приглашенных антимонопольщиками экспертов-психологов, то общие выводы таковы: различные экстрасенсы, предсказатели и прочие «специалисты» оккультных наук всегда активизируются в разгар кризисов, когда у людей возникают проблемы, рушится привычный уклад жизни, наступает «миг отчаяния». В такие трудные моменты многие люди готовы поверить в любое шарлатанство, лишь бы получить надежду на лучшее будущее. При этом практикующих психологов – дипломированных специалистов гораздо меньше, чем так называемых «ясновидящих», которые чуть ли не с каждого угла предлагают свои услуги.
Участники круглого стола отметили: по сути, цель у экстрасенсов и психологов одинаковая – помочь человеку, оказавшемуся в стрессовой ситуации. НО!!! Психолог обращается к внутренним резервам человека, помогает ему вновь поверить в собственные силы и возможности. А так называемые ясновидящие якобы берут ответственность за «снятие порчи», улучшение жизни и благосостояния человека на себя и на некие потусторонние силы. А люди очень охотно идут на то, чтобы переложить ответственность с себя на кого-то другого. Даже когда обещанные экстрасенсами блага так и не появляются, клиенты не склонны обвинять шарлатанов в обмане: «видимо, такая сильная на мне порча».
– Надо понимать, что человек может рассчитывать только на себя и свои силы. Не стоит себя тешить иллюзиями, обманываться и верить в то, чего на самом деле нет, – единогласно заявляют психологи.
Главная же разница в том, что, в отличие от психолога, который несет ответственность за качество оказанной им услуги, пресловутые ясновидящие ни за что не отвечают.
ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ГАДАЛОК БУДУТ СЧИТАТЬСЯ НЕЗАКОННЫМИ
Состоявшийся круглый стол повлек за собой и вполне практические последствия: специалисты в области психологических наук готовы провести экспертизу конкретных рекламных текстов от гадалок и ясновидящих на предмет их достоверности с приложением официального экспертного заключения, которое будет иметь силу в суде.
Таким образом, антимонопольщики в Хакасии готовы создать прецедент привлечения «ясновидящих» и прочих «пророков» к ответственности по признакам нарушения ими части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
– На круглом столе был поднят вопрос: к какой категории услуг относится так называемая деятельность ясновидящих и им подобных? Определились: к «прочим услугам». Второй немаловажный момент: является ли эта реклама недостоверной? Специалисты заверили – да, является! Мы готовы возбудить дело по недобросовестной рекламе и выступить с законодательной инициативой по внесению поправок в закон о рекламе, – рассказала руководитель Хакасского УФАС России Ксения Лебедева.
Следует отметить, что запретить рекламу гадалок, магов и колдунов пытались не единожды и на разных уровнях – от городских муниципалитетов до Госдумы РФ. Ведь кроме обмана потребителей тут имеется и другая сторона – деньги за свои услуги ворожеи получают немалые. А вот в казну налоги не отчисляют, да и в благотворительности замечены не были. Но и по сей день вопрос отношений государства с мутными представителями оккультных наук не решен. Видимо, нечистая сила мешает.
Может, Хакасии удастся запустить этот процесс? В антимонопольной службе республики настроены решительно.