Заслуженный артист Хакасии Юрий Котюшев отмечает 70-летний юбилей
Дата публикации: 22 июля 2016 года в 18:01.
Категория: Культура и спорт.
Как сообщили в пресс-службе Министерства культуры Хакасии, юбилей артист отметит 23 июля.
С начала творческой деятельности Юрия Ивановича пролетело более сорока лет. Среди своих коллег по цеху он всегда пользовался особым уважением. С запоминающейся колоритной внешностью, всегда уверенный, проницательный, дипломатичный – он имел широкий круг общения и интересов.
200 человеческих судеб, разных по характеру, эпохе, профессии, возрасту, темпераменту и мироощущению воссоздал артист на сцене. Работу над каждой ролью он начинает с приема: влюбить себя в тот драматический материал, который предложен режиссером. Так начинались кропотливые, волнительные истории рождения его героев.
На родной сцене Юрий Иванович создал целый ряд индивидуальных и неповторимых образов: Граф Толбот Шрусбери в спектакле «Мария Стюарт» Ф. Шиллера, Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин в комедии «Ревизор» Н. Гоголя, Никанор Иванович Анучкин в постановке «Женитьба» Н. Гоголя, Шеллоу «Виндзорские насмешницы» В. Шекспира, Император «Я жажду смерти или Турандот» К. Гоцци, Герцог Альбанский в трагедии «Король Лир» В. Шекспира и многие другие.
Прекрасное знание языка и традиций своего народа позволяют актеру играть спектр комедийных, острохарактерных ролей в спектаклях по пьесам хакасских драматургов, которые признаны аудиторией не только республики, но и за ее пределами. На Международном театральном фестивале «1000-летие эпоса Манас», одна из самых ярких и значимых ролей Юрия Котюшева – шаман Торок в спектакле «Слеза огня» К.Чако, была отмечена Благодарственным письмом за создание неповторимого и самобытного образа шамана (г. Бишкек, 1995 г.). На Международном фестивале тюркоязычных народов «Науруз» в Казани данный спектакль получил три диплома и премию «За поиск национальной сценической образности», а лучшим исполнителем мужской роли стал Юрий Иванович (1998 г.). На краевом фестивале «Театральная весна» роль шамана Торока также отмечена дипломом за достойное представление культуры древнего хакасского народа (г. Красноярск, 2002 г.).
Вторая значительная роль актера – шаман Теб-Тенгри в спектакле «Любовь Чингисхана» К. Чако, принесла ему огромный успех. Постановка является лауреатом Международного театрального фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык» (г. Уфа, 1996 г.), на котором Юрий Иванович был удостоен номинации «Лучшая мужская роль II плана». Спектакль стал участником I Кочевого фестиваля «Желанный берег» на тему «Лики Чингисхана» (г. Улан – Удэ, 2005 г). В 2000 году спектакль с большим успехом прошел на гастролях в Финляндии, Монголии.
Просматривая «золотую сотню» героев, созданных Юрием Котюшевым, можно заметить, что к некоторым ролям в разные периоды своего творчества он не раз возвращался, открывая все новые и интересные грани актерского мастерства. Это самобытные герои народной комедии «Одураченный Хорхло» по пьесе А. Топанова, яркие характеры комедии «Ревизор» Н. Гоголя, которые не раз были отмечены высокими оценками экспертного жюри театральных фестивалей.
Яркая внешняя индивидуальность актера Юрия Котюшева привлекала внимание кинорежиссеров, когда он еще был студентом. По приглашению разных киностудий актер снимался в художественных фильмах - «Верный друг Санчо» (Рижская киностудия 1972 г.), «Гренадо» (Ленфильм 1973 г.), «Исполняющий обязанности» (Ленфильм 1973 г.), в фильмах об истории Хакасии: «Последний год Беркута» (Свердловская киностудия 1977 г.), «Конец императора тайги» (киностудия им. М.Горького 1977 г.), «Пока не ступлю на мягкую траву» (Казахфильм 1987 г.), «Не ставьте Лешему капканы» (киностудия им. М. Горького, 1979 г.), имевшие успех у зрителей прошлого столетия.
Мастерство Юрия Котюшева, его профессионализм, творческие достижения и большой вклад в развитие культуры и искусства Хакасии неоднократно отмечались Правительством и Министерством культуры республики.
Самое удивительное качество Юрия Ивановича – это умение рассказывать сценические истории героев вне зависимости от жанра, и неважно, добрые они или злые, лиричные, смешные или с ноткой грусти, древние или современные. Он мастерски умеет оживлять и осуществлять самые потаенные фантазии и переживания, и погружаться в бездны эмоций и страстей, ощущая бесконечное чудо окружающего нас мира.