Адвокат коммунального дьявола

Дата публикации: 15 сентября 2016 года в 07:55.
Категория: Экономика.

Пожелавший сохранить анонимность работник структур ЖКХ подробно изложил точку зрения коммунальщиков — точнее, той их части, которая отвечает за водопровод, тепло в батареях и канализацию. Краткая суть: тарифы на воду безнадёжно занижены, и нам это рано или поздно выйдет боком.

Сегодня я побуду адвокатом дьявола, и буду защищать честь одной из служб ЖКХ, чтобы на её примере, изнутри, вы поняли, что не всё так односторонне.

Заранее готов к комментариям в стиле: «А вы всё равно всё своруете!», «Сравните пенсии и коммуналку!», «А у меня своя скважина, мне пофиг!», «А вот в Европе!», «Сам не платил, но слышал!», ну и «Каддаффи в пустыне воду бесплатно раздавал!».

Сразу оговорюсь, что говорить буду только за ту службу, в которой непосредственно работал: систему водоснабжения и водоотведения. За другие системы сказать 100% не смогу, но подозреваю, что никто там денег лопатой тоже не гребет. Что творится на «последней миле» у управдомов вообще не знаю.

Каковы основные характеристики системы водоснабжения и водоотведения (далее для краткости — ВиВ)?

1. Система абсолютно нецентрализирована. Нет единой энергосистемы страны, как в энергетике, нет желтых труб из газовых регионов за тысячи километров в каждый дом в глухой деревне. Каждая система водоснабжения и водоотведения более-менее замкнута в одном городе/селе. Из этого следует крайне неприятное последствие. Поскольку нет единого центра противостояния властям, те издеваются над водоканальщиками как могут. Принимают любые законы, устанавливают любые (как правило — страшно заниженные) тарифы. Ну и когда решается вопрос про тарифы на газ или элетроэнергию, высокие дяди газовщиков и энергетиков сидят в Москве, а водоканальщики они тута, свои, никуда не денутся.

2. В системе водоканалов нет красивых, ярких картинок типа взрывов на газовых предприятиях или обесточивания городов-миллионников. Существующие аварии пока (ключевое слово — пока) не так фееричны, чтобы их показывать по ЦТ. И когда на внутренней чаше весов у чиновника стоит выбор кому поднять тарифы: газовщикам, кричащим «Вот-вот взорвётся!», или электрикам, кричащим «Ящик вырубится!», или ВиВ, говорящим «ну, вот, труба рванёт, ну, фонтан будет, ну, 5 дней без воды посидят», чаша весов всё время склоняется в пользу систем всея Руси.

3. Система ВиВ изношена до того момента, что уже давно проще строить новое, чем латать старое. Приведу аналогию с сараем. Когда он покосился в первый год, достаточно вбить 1 гвоздь, когда он накренился и стоит так 5 лет, нужно 20 гвоздей, а когда он стоит так 20 лет, нужно либо мириться с тем, что он может упасть и погрести вас под собой, либо строить новый и очень, очень дорогой. Благодаря издевательству с тарифами, денег уже нет лет 20 на гвозди, а сумма, необходимая на новую систему ВиВ, столь фантастична, что столько денег ни накопить, ни одномоментно выделить невозможно.

И спасибо нашим отцам, что они построили нашу систему ВиВ так, что она уже работает свой 4-й ресурс. Однако будущее не продолжение настоящего, и уже совсем скоро системы ВиВ будут выходить из строя лавинообразно. Трубы сгнили до такого состояния, что 600 — 800 мм трубы протыкаются пальцем, и по факту их держит больше земля, чем железо. Сначала тут будет фонтан, заменили километр трубы, появилось 10 новых фонтанов, так как изменилась гидромодель, увеличилось напряжение и всё. Фонтан есть, денег нет, МЧС все спасает, пока показывают по ящику. А потом думайте сами, что будете пить, чем мыться и куда гадить.

4. По факту мы имеем 2 системы ВиВ: в областных центрах и всех остальных населенных пунктах.

И плотность населения всех остальных поселков и деревень такая, что они в принципе не смогут ни ремонтировать, ни строить заново свои системы ВиВ. В некоторых регионах, где есть край/область, водоканал выкручивается единым тарифом и на город и на область. К этим посёлкам пока ещё выезжают «бригады летучие» и самые масштабные дыры фиксируют (чтобы на следующий день принять заявку о новых 5 фонтанах). И подчеркну, что на эти бригады и ремонты деньги собирают не в посёлках, деньги эти платят горожане, иначе разница в тарифах была бы в десятки, сотни раз. То же самое было в СССР. Большая половина инфраструктуры профинансирована не жителями, а «всей страной». А оплат жителей не хватает даже на эксплуатацию.

Скорее всего в нецентрах всё будет как с централизованным теплоснабжением в посёлках. Сначала мы играем в коммунизм, тарифы на тепло ставим только чтоб народ с котельной не разбежался. Потом что-то ломается так, что дешевле построить новую котельную, чем починить старую. И тут выясняется, что на новую котельную весь посёлок должен не есть ни пить и полгода-год копить.

И тут у властей приходит озарение. Котельная то неэффективна! А вот котлы отопления в каждую квартиру и дом по 40-60 т.р. эффективны. Да и если собирать те же 40-60 с сельчан на котельную, скажут вы всё покрали и не дадут, а тут хрен отвертятся. Либо купят себе котлы, либо замерзнут нахрен. А за пуско-наладку, да подключение, да сертификат ещё и денежку соберут.

Ну чисто по Собачьему сердцу. Сначала пели песни, потом пропало отопление. Ровно та же судьба ждёт скоро всё негородское ВиВ. А за скважинку то налог можно взять! А за септик, тоже. Вред природе же! Это тупые совки строили такие системы очистки, что в водозаборе вода была грязнее, чем на выходе из очистных сооружений (да-да, после очистки от нечистот, вода чище, чем в реке). Короче, поселковую систему ВиВ уже ничто не спасёт, ищите места для скважин и септиков.

В городах всё будет гораздо интереснее. Скважин и септиков там не набуришься.
К тому же подчеркну мысль: без электричества и газа города крупные существовали сотни лет, а без воды и канализации не могут.

5. Водоканалы бывают частные, а бывают бюжетные. ГУПы, АО с учередителями в виде госучереждений и т.д. Раньше, лет семь-десять назад, говласть бредила идей, что денег у неё нет на ВиВ, их должны дать частники и раздавала их в аренду. Про частников, которые согласились, будет много ниже.

А с государственными было и будет всё просто. Называется белорусский сценарий. Есть товар, вода. Она стоит 100 рублей. А велели продавать за десять. Потому что так НАДО. А что делать когда денег не хватило? Очень просто. Либо бюджет даст денег. Ну так интереснее, сами понимаете. Не с народа напрямую собрать и вложить, а через бюджет. Называется дотационное предприятие. Либо крайне оригинальная схема, когда госводоканал банкротится каждый год, собранные деньги отдаёт только своим предприятиям, а потом создаётся снова. И снова. При этом денег на развитие/ремонты, как понимаете, не предвидится, а значит всё плавно разрушается под омерту руководителей госпредприятия.

А когда происходит мегасрыв под «надо» находятся деньги, люди, военные, пожарные, МЧС. Все чинят дуршлаг путём увеличения объёмов подаваемой воды. Сами понимаете, к намеренному банкротству ведут всё время другие зицпредседатели и не за бесплатно. Конечно, как и всегда, есть приятные исключения в виде государственных ГУПов, где всё делают правильно, но там при ближайшем ковырянии то город милионник своей плотностью всё решает и может ещё и полобласти содержать, то руководство города необычно вменяемое (а ещё лучше — родственник из системы ВиВ водоканал возглавляет). Но это всё про Москву, Петербург и ещё 2-3 города. Не факт, что вы именно в них живёте.

Ну так вот. Как выходить из этой ситуации, когда скоро всё рухнет?

Государство нашло ответ, причем даже много ответов и противоположных ответов, как и положено дилетантам, которых никто ни за что не спрашивает, но которым зато неплохо платят.

Сначала нашли чудо-механизм. Инвестиционная программа. Должна разрабатываться в каждом городе и на деньги... вновь строящихся предприятий-инвесторов. Ну, вы понимаете? С граждан как то неудобно брать, с действующих предприятий тоже. А вот инвестор, он как единорог. Его толком никто не видел и он наверняка должен творить чудеса и решать проблемы! И конечно же готов заплатить сразу и за всех. Ну, эта, отнять и поделить!

И тут нюансик. Дело в том, что у гражданки, которая все эти инвестпрограммы придумала, была своя консалтинговая фирма, которая делала проекты развития городов. Красивую карту на которой нанесены зоны перспективного развития с указанием того, какие ресурсы там нужны. И вот по этим то картам и нужно было определить, сколько воды нужно в том или ином районе, спланировать туда трубы, а стоимость этих труб заложить и стоимость ремонта старых.

Ну, чисто как в компьютерной стратегии без противников. Вот там у меня будет завод с роботами, который потребляет 5 керамики, 10 энергии и 80 рабочих. Ну а фирмочка эта всегда с заказами, потому что намекнули, что инвестпрограммы без градостроительных планов, сделанных в этой фирме, как бы утверждены не будут.

Как понимаете, с реальностью вообще, ну совсем, эти планы не состыковывалсь. Не, откуда она эту систему слямзила, в Англии, да. Там она работает чуть не сотню лет. Там инвестор за 5 лет (5 лет, Иван!) подаёт заявку, что он строится будет там-то и строить будет то-то. А раньше, чем за 5 лет — шиш, ждите! Ну или так нам она рассказывала.

В России другая система планирования, принятия решений и их исполнений. И она напоминает охваченный пожаром бордель.

Через пару лет оказалось, что соответствие планов, сбора по ним денег и реализации проектов составляет 10%. Что инвесторы не хотят ремонтировать весь город, есть на мировой карте предложения получше. А правители города или губернии хотят даже совсем наоборот, чтобы инвесторов подключили бесплатно, а деньги на подключение взяли ну... у единорогов. Монополисты вся Руси на эти пожелания правителей ответили, что у них в Москве руководство, позубастее вашего. А водоканалы... каждый выживал как мог.

Желание загрузить свою фирмочку заказами, подогнав под это зарубежную байду, закончилось закономерным разорением водоканалов. Шаров гадалок не нашлось ни в фирмочке, ни в муниципалитете. Свалили все, понятно, на покражи.

Параллельно реализовывали другую идею. А давайте денег на перестройку возьмём, да-да, опять у единорога, у частного инвестора. Целую байду под это запилили: государственно частное партнёрство. Типа ты, бизнесмен Ваня, партнёр государства! Вложишь свои деньги, настроишь всякого, а мы тебе тариф поднимем так, чтобы вложения твои вернулись! Спрос-то неэластичный, как в книжке соглашайся!

Бизнесмены посчитали и выяснилось, как водится неожиданно, что тарифы на ВиВ нужно поднимать в десятки раз и доводить тарифы с нынешних популистских до нормальных.

Важное лирическое отступление. Себестоимость ВиВ это ничто иное, как ФОТ (зарплаты), электроэнергия (монополист всея Руси) и копание/запчасти. И если этих денег не хватает, то под нож сначала идут копание/запчасти, а потом ФОТ/энергия, в зависимости от того, с кем дружит директор больше. Тарифы на ВиВ (не знаю за другую коммуналку) у нас кратно ниже европейских. И не в прямом сопоставлении, а доле семейных расходов. Многие могут сразу сказать, сколько платят за энергию (тысячи), а вот за воду (ну... эта, сколько то там сотен). И это прямое следствие потемкинских тарифов, хотя очевидно, что комплекс ВиВ вторичен к энергии и не менее сложен. Вода по тонким проводам и вверх не течет. Канализация и того хуже.

Спорим, вы даже не задумывались об этом?! Что вода вообще то дороже электричества.

Ну так вот, выяснилось, что при сотенных оплатах за воду хватит только на покраску здания водоканала, а вот магистральные трубы под давлением, лежащие в центре города на глубине ниже промерзания, да еще и дома на них стоят... всё это стоит ого-го. А перестройка очистных с закупкой зарубежного оборудования (с «бешенным» спросом на модернизацию систем ВиВ в России все российские производители давным-давно закрылись)... Мягко скажем, это стоит миллиарды и тарифы на воду должны быть как за электричество, канализация — столько же. Власти от этого приуныли, перепроверили всё 10 раз, убедились и сказали: ну, сразу мы так не можем, давайте поднимать процентов по 20-40 в год + инфляция (а там либо ишак...). А вы деньги сразу ухнете и потом-потом вернёте, когда вода как электричество будет.

Ну и до кучи оказалось, что налоговая система у нас такая, что при инвестпрограммах с каждых 100 рублей 48 уходит обратно в бюджет налогами. Кинулись в самую главную в стране налоговую, для оптимизации, но там сказали: ВиВ меньше 1% от ВВП, не надо выпендриваться, платите. То есть собрали 100, отремонтировали на 52 рубля, отдали 48 государству.

Окей, сказали бизнесмены. Неэлластичный спрос же, как в книжке. И дальше пошло деление на тупых бизнесменов и не очень. Тупые зарядили свои деньги (или своих организаций), а умные пошли в банки, в том числе и сильно государственные. Там на них хитро посмотрели и спросили: а точно повысят в тарифе!? Ну... точно, обещали же! Государственно-частное партнёрство же! Ааа... Ну и выдача кредитов пошла по 2 сценариям. Там, где с самого начала знали, что всё покрадут и выдававшие были в доле, тем сразу и дали (поверили в партнёрство!), а другие наверно до сих пор получают.

Пару лет назад в паре городов тарифы действительно стали повышаться. Ну, до очередных выборов и смен глав. И тут выяснилось, что что-то коммуналка растёт бешенными темпами. Она вообще. Растет. И крайними оказались... водоканалы! Вот тут смотрите рост то какой, неравномерный! Этот за 5 рублей работает (и нихрена не делает), а этот за 20!!! Истинно говорю Вам, воруют!

И было принято уникальное решение по всем тарифам. Называется это тариф минус инфляция. Отныне мы берём официальную государственную (читай — заниженную) инфляцию и минус из неё какой то процент, получаем дефлятор повышения тарифов. Т.е. еще раз. Раньше труба стоила 100 рублей. Теперь она стоит 112 рублей по статистике, 130 на самом деле, а дают на неё 105. А если ты купил на свои 10 труб и 2 года назад? ПОПС чтоли?! Ну да, вот такое партнёрство.

Причем вот этом минус он может быть вполне и плюс..., если _местные власти решат_, что с одной коммунальной организации можно убрать, а другой добавить. А делать они это будут взвешенно, анализируя... каждую купюру. Ну, вы уже поняли, что получилось и кто получил инфляция плюс, а кто инфляция минус. И виноваты, конечно, не те, кто придумал.

Как так бывает-то!? раздались робкие крики мышек-водоканалов. И очередной филин-дилетант сказал: экономьте на эффектах от инвестпрограмм! А деньги на инвестпрограммы включат в тариф. Нет! Купите трубу на 100 рублей, поймайте эффект и вот на него и экономия.

С учетом того, что я писал выше, уже давно нужно 20 гвоздей в тариф, это тупо смертный приговор системе ВиВ. Где то она продержится дольше, где тариф был повыше, где то меньше, посёлки отпадут 100%.

И почему оклады чиновникам так не считают: инфляция минус?

Короче. Что в сухом остатке.

Те бизнесмены, которые купились на сказки о государственно частном партнерстве и возврате своих денег через тарифы, просто в лучшем случае потеряли деньги. Те, кто взял их из своих же фирм/банков по логике государства их покрали, сделали преднамеренное банкротство и посажены.

Думаю, лет десять ни один «придурок-не-из-системы» в коммуналку не вложит ни рубля. Если бизнесмен весной выступает в ООН про экологию и государственно-частное партнерство в России, а летом его сажают за то, что он вложился в коммуналку и деньги вернуть не может из-за тарифов, то это приговор. И не только ему.

Денег государство вкладывать в ВиВ не будет, ибо в армию стали вкладывать после 15 лет разговоров, хороших цен на нефть и предвосхищения как оно всё будет у Главного. По ВиВ нет пока даже разговоров. Все руководители ВиВ — разрозненные временщики, которые понимают, что если отрапортовать, что клиент мертв, то немедленно прилетит обратка. Особенно в это тревожное выборное время. Народ требует посадок и низких тарифов. Их есть у нас!

Понимания ни у населения ни у властей о критичности ситуации и о том, что тарифы нужно кратно повышать, нет и не предвидится до того момента, пока фонтаны нечистот не будут бить в десятках мест в городах.

Жителям Москвы и Питера отставить волнения. Москве с её плотностью населения можно спокойно содержать еще пол-России. В Питере ничего с ВиВ не случится, ибо в том, чтобы было всё хорошо, заинтересованны соседи по морю, которых не устраивало состояние ВиВ в Питере ещё до инвестпрограм. Знаменитые Питерские очистные сооружения, в воде которых живут не менее знаменитые раки, построены на деньги западных соседей и нечего плохого они сделать не дадут.

Жителям необластных центров стоит плавно отвыкать о мысли о центральном водопроводе и канализации.

Жителям областных центров кроме МСК и Питера тоже. Года 2-3 ещё есть, дальше ищите варианты.

Фантастические варианты — «а вот все поймут в какой заднице ВиВ и всё решится» — просим всерьёз не обсуждать. Тема тарифов популистская, одна из немногих, где можно сказать: а вот! Да и в логике «повысим тарифы — своруют» бесполезно что-либо решать. По осознанности у нас не Швейцария, от безусловного дохода, всех посадить, всё поделить, никто не откажется.

Ну и вопрос. Ну так воруют и жируют ведь наверняка!? Отвечаю. Как и везде, очень по-разному. За каждым свечу держать не могу, но, собственно, нет. Где я работал, не воруют и не жируют. Сам с чем пришёл на руководящую должность, с тем и ушёл.

Легко самому в рабочее время сесть в машину, проехать по своему городу и посмотреть количество дорогих иномарок перед водоканалом, энергетиками, газовщиками, думой, администрацией, прокуратурой. Можно даже коэффициент ввести «коэффициент Лексусов». Ну и вывод делайте сами, где есть что, а где ничего.

По дорогам вроде дошло до властей наконец, по ним они ездят. И это видно, дороги ремонтируют.

А вода в земле, её не видно. Перекопанных магистральных улиц не видать, завозящихся и уложенных магистральных труб тоже. Вода в кране с каждым годом всё хуже, посудомойки, стиралки от извести и железа ломаются за полгода. Все давно пьют из 5 литровых баклашек. И всё это под неусыпные заверения «всё в пределах нормы», в кране всё ок. А значит, совсем скоро этому придет конец.

Ну и позитивчика в завершение. А что же делать, кроме констатации ужас-ужас и мы все умрём, хоть и не сегодня.

Предложу свой план, возможно, многоуважаемые мастодонты отрасли, предложат много лучше моего.

Делать надо самое непопулярное. Работать.

Если вкратце. Ввести всероссийский тариф на воду. Аккумулировать и распределять его под зорким глазом Счётной палаты и Самого. И обязательно через федералов. Ну, потому что по федеральным дорогам ездить приятно, а по местным и региональным совсем наоборот.

Если есть желание всё сделать быстрее и за деньги частных инвесторов, дать им железобетонную бумагу, броню, что свои деньги они получат назад и с учётом инфляции. И, для начала, вернуть уже потратившим.

Отобрать из организаторов-водоканальцев за годы работы незасвеченных в покраже, без вилл и яхт (таких много). Перевести их в госслужащих с мониторингом благосостояния их и их семей в министерство/управление воды РФ. Не допустить, чтобы создание структуры заменило её работу. Составить из главных инженеров комиссию и определить план реконструкции каждого города и каждого посёлка. Кратно поднять тариф до электроэнергии. Или осознанно отказаться от нецентров и просто поднять в разы. Рассчитать необходимое количество однотипных труб и моторов, разместить госзаказ. Создать однотипную систему гидромоделирования и датчиков.

И планомерно работать-работать-работать.

Источник: Fritzmorgen

Новости по теме