Елена Скрынник: Объем зарубежных поставок меда из России к 2020 году может вырасти до 10 тысяч тонн
Дата публикации: 2 ноября 2016 года в 20:21.
Категория: Экономика.
Елена Скрынник
- Объем зарубежных поставок российского меда к 2020 году может вырасти с 3,5 тысяч до 10 тысяч тонн, - прогнозирует министр сельского хозяйства в 2009-2012 годах Елена Скрынник. По ее мнению, ключевыми факторами успешного развития экспорта являются разработка и реализация комплексной программы по продвижению российских брендов меда: «Алтайский», «Башкирский» и других, создание системы сертификации, контроля качества в соответствии с международными стандартами, снятие торговых барьеров, пишет «Комсомольская правда».
- На фоне общемирового тренда на здоровое питание Россия обладает всеми возможностями для капитализации своего уникального географического положения и природных особенностей, формирования бренда меда №1 в мире, - уверена Скрынник.
Перспективность развития этого направления ранее отметил и Глава государства Владимир Путин, также подчеркнувший необходимость выработки единых стандартов и технических регламентов для отечественных производителей меда.
Елена Скрынник привела в пример Новую Зеландию, где за счет создания знака качества UMF (Unical Manuka Factor), подтверждающего уникальные антибактериальные свойства новозеландского меда, был создан бренд самого дорого меда в мире – Манука (чайное дерево). Мед чайного дерева стоит в 3-5 раз дороже, чем в среднем по рынку. При этом за последние 5 лет ежегодный рост поставок меда из Новой Зеландии составил 24%.
На сегодняшний день объем мирового рынка меда оценивается в $2,3 млрд. (650 тыс. тонн). В течение ближайших двух-трех лет он может увеличиться до $3 млрд. Основными импортерами меда являются США, ЕС, Япония, ряд стран Ближнего Востока.
Также Елена Скрынник считает, что Россия через 4-5 лет может удвоить экспорт рафинированного подсолнечного масла, доведя его продажи до $800 млн.
- Россия обладает потенциалом для двукратного увеличения - с $400 млн до $800 млн - поставок на мировой рынок бутилированного подсолнечного масла, - заявила эксперт в вопросах сельского хозяйства.
По ее словам, в настоящее время Россия уже является одним из мировых лидеров на рынке подсолнечного масла с объемом экспорта около 2 млн тонн (в сезоне 2014-2015 годов).
- Однако только 280 тыс. тонн, или 14%, зарубежных поставок приходится на более маржинальное фасованное рафинированное масло, - отметила Скрынник.
Подчеркнув, что стоимость бутилированного подсолнечного масла на 30-40% выше, чем нефасованного, эксперт отметила: «За счет введения определенных стимулирующих мер поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, расширения его географии в течение 4-5 лет мы можем удвоить поставки переработанного масла». При этом Скрынник сообщила, что емкость мирового рынка фасованного масла превышает $3 млрд.
Как считает экс-министр сельского хозяйства, в качестве ключевого механизма поддержки отечественных экспортеров следует рассматривать обеспечение со стороны государства широкого доступа на внешние рынки с помощью системы таможенно-тарифных, фитосанитарных и иных международных договоренностей. Наряду с этим большое значение будут иметь внутренние налоговые, финансовые и логистические преференции компаниям-поставщикам.
Елена Скрынник привела в пример опыт Турции, которая на сегодня является одним из глобальных лидеров по экспорту рафинированного масла, зарабатывая на нем почти $700 млн. ежегодно. При этом более 60% сырого подсолнечного масла Турция импортирует из России.
- В результате более чем наполовину российское по происхождению сырье рафинированного подсолнечного масла из Турции поставляется в страны Ближнего Востока: Ирак, Сирию, Ливан и другие. Для наших экспортеров - это многомиллионная недополученная прибыль, - сказала Скрынник.
В то же время Турция активно защищает свои позиции. В сентябре этого года Анкара повысила пошлины на импорт переработанного подсолнечного масла с 50% до 67,5% от таможенной стоимости.
По мнению Елены Скрынник, основным целевым рынком для поставок российского рафинированного масла являются страны Ближнего Востока и Северной Африки, которые сейчас в значительной степени ориентированы на главных конкурентов РФ - Турцию и Украину.