Хакасский национальный драмтеатр им. А.М. Топанова отмечает 85-летие
Дата публикации: 7 ноября 2016 года в 14:56.
Категория: Культура и спорт.
Начиная творческую деятельность в передвижных условиях в качестве театрального агитколлектива, театр прошел славный исторический путь. И как бы ни развивались события в стране и республике, театр всегда был и остается на передовой «культурного фронта». В разные периоды творческого созидания он показал удивительную стойкость в пропаганде театрального искусства.
Свой юбилейный сезон коллектив откроет премьерой спектакля основателя Александра Михайловича Топанова «Одураченный Хорхло», который хорошо знаком и любим нескольким поколениям зрителей Хакасии. Яркие, сочные характеры, народная мудрость, юмор, веселые и задорные песни-тахпахи постановок прошлых лет сохранили тот самобытный колорит народного фольклора, который влюбляет в себя.
Первая постановка знаменитой комедии состоялась 22 мая 1942 года. Творческую группу возглавлял художественный руководитель театра Иван Семенович Самохвалов.
В преддверии открытия сезона Хакасский национальный драматический театр им. А.М. Топанова предлагает для своих поклонников краткий экскурс по истории, начиная со страниц материалов «Записки режиссера» Ивана Самохвалова о создании комедии «Алаахтыртхан Хорхло».
«Как-то январским вечером 1941 года актер и драматург Александр Топанов, режиссер театра Николай Зингеровский и я, художественный руководитель театра Иван Самохвалов, сидели в репетиционной комнате обсуждали репертуар театра на предстоящий год.
- Не слишком ли долго мы топчемся на месте в деле создания новых национальных пьес? Как вы думаете? - спросил Топанов. - А что же нам делать? - вопросом на вопрос ответил всегда несколько склонный к философским размышлениям Зингеровский. - Михаил Семенович Коков умер, ты занят производственными делами. Придется перебиваться постановкой переводных пьес.
- По-моему так, - вступил в разговор я, - если нет драматургов вне театра, мы можем найти их в самом коллективе. Собственно и искать долго не придется, Александр Михайлович не новичок в литературе и драматургии, да и Николай Михайлович кое-что понимает в этом деле. Вот вам вдвоем и писать новую пьесу.
Так и порешили. Вскоре оказалось, что поиски драматургов были куда проще по сравнению с теми муками, какие пришлось испытать в разработке сюжета будущей пьесы. Но, как это часто бывает, выручил случай. Один из друзей театра – директор музея Каралькин – узнав о наших творческих муках, рассказал о смешном эпизоде, имевшем место в хакасском улусе. «Кто знает, может быть, этот эпизод будет интересным для вашей пьесы», - сказал он … Парень и девушка решили пожениться. Но мачеха невесты была против брака её падчерицы с пастухом. Тогда друзья жениха условились выкрасть любимую. Однако в темноте произошла путаница. - Отталкиваясь от этого смешного житейского случая, авторы стали думать о том, как бы его усложнить, а комедию сделать сатирически острой.
В результате долгих поисков было создано либретто будущей комедии, а дело с текстом подготовилось удивительно быстро.
Мне, как режиссеру спектакля «Одураченный Хорхло», легко было работать над сценическим воплощением авторского замысла, так как от начала и до конца создания комедии я знал чем «дышит» каждое действующее лицо; многие персонажи создавались «с прицелом» на того или иного актера нашей труппы.
В начале марта 1941 года на конференции, посвященной перспективам развития хакасской драматургии, мы докладывали о том, что новая комедия, получившая положительную оценку при обсуждении её творческим активом театра, включена в репертуар и осенью 1941 года будет поставлена. Но началась война и нам пришлось временно отложить постановку «Одураченный Хорхло». И только через год, т.е. в феврале 1942 года, началась предварительная подготовка к постановке ...»