Коллекторы недоедают
Дата публикации: 29 марта 2017 года в 09:10.
Категория: Экономика.
На падение сборов с должников из-за нового закона пожаловался директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Борис Воронин. По его словам, общая «выручка» коллекторов по стране сократилась с начала года на 15-20%, сообщает портал Banki.ru.
Директору НАПКА вторит Андрей Клейменов, операционный директор ГК «Быстроденьги» входящей в группу «Финколлект»: «У группы сборы упали на 10% в феврале и марте», - заявил он.
А коллекторская «дочка» Сбербанка «Актив бизнес коллекшн» в I квартале взыскала на 20% меньше, чем годом ранее, сообщил ее гендиректор Дмитрий Теплицкий.
По словам коллекторов, главная причина падения сборов – ограничение количества контактов, предусмотренное новым законом о защите должников, указывает Воронин. Документ запрещает взыскателям звонить должникам чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц.
Клейменов рассказал, что при планировании бюджета «Финколлекта» на этот год компания закладывала некоторого снижения объема взыскания, но ожидали его позже – со II квартала. К падению сборов готовились и в «Актив бизнес коллекшн».
Напомним, теперь должники вправе отказаться от переговоров со взыскателем – это предусмотрено законом. Но вместо письменного отказа, который они должны направить коллектору заказным письмом, должники бросают трубку, сетует Клейменов: «Клиенты считают, что по новому закону любой звонок коллектора уже нарушение».
Однако в законе нет четкого определения, что считать контактом с должником, продолжает Андрей Клейменов, в «Финколлект» под «контактом» подразумевает уже состоявшийся диалог, когда сотрудник представился и объяснил причину звонка.
«Мы засчитываем контакт, если работник донес позицию о необходимости погасить долг и получил конструктивную обратную связь должника», – рассказывает зампред правления «Сентинел кредит менеджмента» Александр Савинов (компания принадлежит Альфа-банку).
Другие коллекторы («Секвойя», ГК «Финансовые услуги») тоже считают это правильным, но действуют более осторожно: если связь оборвалась в самом начале разговора, должнику они не перезванивают.
Эффективность взыскания напрямую зависит от того, насколько контактны должники, говорит Савинов. А Клейменов уверяет, что показатели служб взыскания страдают из-за неполноценного описания работы взыскателей в законе, финансовой и юридической неграмотности населения, активности псевдоюридических компаний, а также жестких ограничений закона, которые влияют только на белый рынок, тогда как серые игроки работают бесконтрольно.
В 2017 год коллекторы пошли со старым долговым портфелем, который мало обновляется из-за отсутствия активных темпов роста розничного кредитования в 2015–2016 годах, говорит Савинов. Из-за этого и вступившего в силу закона многие компании работают сейчас на грани рентабельности, указывает Теплицкий: «Из-за падения сборов снизилась и зарплата взыскателей».
Чтобы восстановить объемы взысканий, «Финколлект» стал активнее предлагать клиентам рассрочки и реструктуризации, говорит Клейменов, кроме того, строже контролирует себестоимость взыскания: «Если показатель проседает, компания готова искать другие способы взаимодействия с клиентом и оптимизации затрат».
Член совета директоров «Секвойи» Елена Докучаева ожидает, что в ближайшее время эффективность взыскания вырастет за счет увеличения банками сроков размещения долгов по агентской схеме с 2–3 месяцев до полугода. Савинов говорит, что к должникам, не захотевшим добровольно оплатить долг, агентства будут применять инструмент судебного взыскания: он эффективен, но дороже в использовании и долги возвращаются дольше.
После принятия закона о защите должников коллекторы начали готовиться к массовым отказам должников от переговоров и расширили штат юристов, чтобы переориентироваться на судебное взыскание долгов. При этом коллдекторы предупреждают, что должникам судебное взыскание обходится дороже на 20% – с учетом штрафов, госпошлины и оплаты работы приставов.