Российские авиакомпании могут остаться без пилотов
Дата публикации: 4 мая 2017 года в 15:39.
Категория: Экономика.
Пилоты и работники авиаотрасли обратились в ICAO (международная организация гражданской авиации — Прим. ред) с просьбой проверить Росавиацию на предмет организации обучения.
Они требуют «прекратить произвол со стороны Росавиации в отношении авиационных специалистов и учебных центров».
Негодование сотрудников отрасли вызвало масштабное аннулирование свидетельств пилотов. В петиции говорится, что уже сотни авиаспециалистов остались без свидетельств, несмотря на то, что они были получены по закону.
Как пишет «Коммерсант», в ближайшее время еще тысяча пилотов может потерять свое право на управление самолетом.
Известно, что Росавиация намеренна отзывать лицензии у частных пилотов, которые которые переквалифицировались в коммерческих летчиков после обучения в негосударственных авиационных учебных центрах (АУЦ).
Также у ведомства есть претензии к бывшим военным пилотам, штурманам и бортинженерам, пересевшими в кабины пассажирских лайнеров.
Дело в том, что сейчас пилоты гражданской авиации могут получить образование только государственных вузах в Петербурге и Ульяновске. В АУЦ же готовили частных пилотов, а Росавиация выдавала им свидетельство об обучении.
Сейчас ведомство направило в региональные отделения распоряжение о необходимости изымать лицензии, а новые не выдавать. Лицензии предписано отбирать даже в тех случаях, когда пилот имеет высшее профобразование, но первоначально он проходил летную подготовку в АУЦ, а не в государственном учебном заведении.
В Росавиации рассказали, что уже были попытки оспорить факт аннулирования лицензий пилотов. Однако суд подтвердил, что в выданных АУЦ документах сфальсифицирована информация о летных часах и состоянии здоровья летчика.
Из-за того, что пилоты зачастую не проходили утвержденную программу и не провели в воздухе необходимое количество времени, по данным Росавиации, в 2015—2016 годах произошло немало авиационных происшествий.
«Авиационные учебные центры не дают необходимой летной подготовки, поэтому их выпускники ни в коем случае не должны допускаться до полетов в коммерческой авиации. Это недопустимо. Коммерческим пилотом может стать только выпускник среднего или высшего летного училища, причем обязательно государственного», — заявил председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.
Кроме того, многие из тех, кто сейчас управляет пассажирскими самолетами, сначала поступали в российские или зарубежные центры, чтобы получить свидетельство пилота частной авиации. Однако, оно не позволяет заниматься перевозкой пассажиров и грузов. Поэтому позже, чтобы заполучить диплом по специальности «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов», они поступали на заочку в один из российских вузов гражданской авиации и спустя два года становились коммерческими пилотами.
Но беда в том, что студенты заочных отделений вузов получают лишь теоретические знания управления самолетом, а необходимых летных часов у них нет.
Пилоты сами признают, что на рынке действительно были недобросовестные учебные центры. Так, в 2016 году завершилось расследование в отношении ООО «Авиационный учебный центр авиации общего назначения «Крылья Невы», который торговал фиктивными летными удостоверениями пилотов.
Однако, эксперты, признавая наличие проблему неквалифицированных пилотов, предупреждают, что массовый отзыв лицензий может привести к острому дефициту кадров. По предварительным подсчетам, без работы могут остаться почти 25% всех российских пилотов, что вызовет настоящий коллапс авиапервозок.