МегаФон в разрезе
Дата публикации: 3 ноября 2017 года в 14:00.
Категория: Экономика.
Я лишь уточнил: куда направляемся – в Кемерово или Новокузнецк? На что услышал: нет, наш путь лежит на угольный разрез, расположенный неподалеку от города Березовский.
Тут я первый раз удивился и переспросил – а что общего у мобильного оператора и угольщиков? Вот тут-то все и началось.
Из-за особенностей межрегиональных пассажирских сообщений, чтобы попасть из Абакана на один из угольных разрезов Кузбасса, мне и моей коллеге из газеты «Хакасия» пришлось проделать довольно причудливый путь. Самолетом до Новосибирска, оттуда корпоративным микроавтобусом до Кемерова, где была главная база участников пресс-тура. А когда все завершилось, нас на такси отправили в Томск, откуда мы самолетом вернулись домой в Абакан. Довольно сложно, но только таким образом стыковались рейсы по датам. Зато мы побывали сразу в трех регионах, вместо одного.
ЧТО СВЯЗЫВАЕТ СОТОВОГО ОПЕРАТОРА С УГЛЕДОБЫЧЕЙ
А теперь переходим к сути. Оказалось, что «МегаФон» пригласил группу медийщиков из семи регионов Сибири к своему крупнейшему корпоративному клиенту – группе компаний «Сибирский деловой союз» (СДС). Но причиной стало даже не сам факт того, что этот клиент у оператора «самый-самый», а в том, что данный клиент занимается необыкновенными вещами и от оператора ему нужны необычные услуги.
Итак, коротко о холдинге «СДС». В него входят 140 предприятий, и более 35 тысяч их работников являются абонентами МегаФона по корпоративным договорам.
Но это еще цветочки. Группе «СДС» принадлежат несколько угледобывающих предприятий, в том числе один из крупнейших в Кузбассе разрез «Черниговец». Его годовая добыча сейчас превышает 6 млн тонн, а к 2020 году должна вырасти до 8 млн.
Чтобы вы слегка представили масштаб этого предприятия, сообщу, что общая площадь разреза – 50 квадратных километров, по нему проложены более 150 км автодорог и более сотни километров железнодорожных путей.
На разрезе трудятся 2,5 тысячи человек и более 1000 единиц техники. И какой! Многие из действующих здесь машин не имеют аналогов в России, а некоторые - и в мире. К примеру, именно здесь работает самый большой карьерный самосвал на планете – БелАЗ грузоподъемностью в 450 тонн. А вместе с ним более «мелкие» самосвалы грузоподъемностью от 40 до 240 тонн.
И на каждой единице техники – от экскаваторов и самосвалов, до машин-автозаправщиков, поливалок и автобусов, доставляющих горняков на смену и со смены, установлены системы позиционирования ГЛОНАСС/GPS, датчики загрузки, уровня топлива, давления в шинах, инклинометры и т.д. Также территория разреза находится под наблюдением специальных промышленных радаров. Все это позволяет управлять технологическим процессом в режиме онлайн для идеально эффективного использования всего комплекса оборудования.
И вот тут-то весь в белом появляется «МегаФон» со своим вкладом в обеспечение работы этой умной, сложной и продвинутой системы.
Как рассказали представители оператора связи, когда партнеры из «СДС» попросили их обеспечить надежную и бесперебойную связь между всеми машинами административно-хозяйственного назначения, для «МегаФона» это стало профессиональным вызовом. Ранее компания такого не умела и не делала. А вот теперь – сделала и научилась! Хотя ради этого пришлось даже вышки-соты устанавливать в местах, где их прежде никогда не ставили.
В итоге совместных усилий угледобытчиков и оператора на «Черниговском» теперь действует самая современная в России технология управления угледобычей.
ДИСПЕТЧЕРСКИЙ ЦЕНТР
Это место, куда непрерывным потоком поступает поток информации о работе разреза. Здесь собираются данные по движению и производительности всех задействованных машин, как основных, так и вспомогательных. Вся информация обрабатывается, анализируется и передается по инстанциям - управляющему, начальникам участков, директору по производству и генеральному директору.
Чтобы обеспечить полноту сбора информации, на территории выработки задействованы несколько сотен видеокамер с функциями зуммирования (приближения/удаления) и вращения на 360 градусов. В результате каждую точку разреза, каждую машину можно в любой момент отследить и подробно рассмотреть.
Также поступают данные с датчиков на самих машинах, а так же трех радаров, непрерывно сканирующих не только движение самосвалов и экскаваторов, но и отслеживающих состояние откосов (бортов) выработок, – это для обеспечения безопасности работ и предотвращения угрозу осыпей. Радары мгновенно зафиксируют любые, даже самые малые – до миллиметра! – подвижки на бортах и немедленно выдадут тревожный сигнал.
А сигналы, передаваемые датчиками с каждой единицы техники, дают диспетчеру информацию о том, где и какой экскаватор и самосвал находится, куда и с какой скоростью движется, его загрузку и остаток топлива в баках. А также суммирует и выводит данные о выработке каждой машины с начала смены и ее простоях.
В итоге диспетчер на основе получаемых данных может немедленно передавать корректирующие команды экипажам экскаваторов и водителям самосвалов.
В базовом варианте связь в этой система обеспечивается через Wi-Fi. Для этого «Черниговский» утыкал всю обширную территорию выработки вышками с ретрансляторам Wi-Fi сигнала.
Огромный поток данных с камер, датчиков и радаров поступает на мощный сервер, обрабатывается специальными программами и передается на экраны и мониторы диспетчерского пульта уже, так сказать, в «готовом к употреблению» виде.
При этом весь массив данных заодно архивируется и хранится не менее 1,5 месяцев. На всякий случай.
А о роли МегаФона в этом технологическом чуде рассказал директор Кузбасского регионального отделения МегаФона Марк Малахов:
- С холдинговой компанией «СДС» нас связывают давние партнерские отношения. На сегодня клиентами «МегаФона» являются более 25 тысяч сотрудников холдинга, в том числе работники разреза «Черниговец». Мы предоставляем им телефонную связь и фиксированную связь. Канальный элемент для предприятий холдинга также обеспечивает «МегаФон», плюс к этому мы обеспечиваем и M2M - решения, которые и позволяют угольщикам использовать современные технологии управления производством и оптимизировать затраты на бизнес. В частности на «Черниговце» мы предоставляет M2M решения для автомобилей административно-хозяйственного парка, обеспечиваем голосовую связь на разрезе, а также - и это очень важно – резервную связь в случае пропадания wi-fi в зоне угледобычи.
Для обслуживания таких потребностей холдинга «МегаФон» строит отдельные вышки с базовыми станциями, а также проводит к ним отдельные линии передачи сигнала. Все это делается, чтобы максимально полно обеспечивать производственные потребности холдинга.
Журналисты попросили Марка Малахова поподробнее рассказать о так называемых M2M-решениях.
Он пояснил, что термин M2M происходит от английского выражения «Machine-to-Machine» (от машины к машине). Суть его в том, что сим-карты стоят в оборудовании, которое позволяет отслеживать местонахождение транспорта и его общее состояние (работоспособно оно или нет).
«Это мы обеспечиваем на всех предприятиях холдинга, в том числе на «Черниговце», где наши системы M2M стоят на административно-хозяйственном транспорте разреза, - пояснил Малахов.
Был задан и еще один вопрос: насколько перспективны системы M2M?
- Это очень перспективно! Поскольку внедрение M2M оптимизирует затраты на контроль и логистику. Тут особенно важно, что все решения M2M проходят в режиме онлайн и автоматически. То есть начальнику участка или подразделения не нужно куда-то ехать, чтобы убедиться, что подконтрольный ему транспорт и экипажи находятся там, где должны, и делают то, что им положено. Вся эта информация приходит непрерывно.
Число параметров телеметрии можно увеличивать в соответствии с нуждами заказчика. Можно ставить датчики на расход топлива, состав выхлопных газов и т.д. На все, что потребуется, заверил Малахов.
Директор кузбасского отделения сотового оператора добавил, что «МегаФон» и холдинг «СДС», в составе которого есть и аграрные предприятия, намерены реализовать проект применения M2M в сельском хозяйстве, установив датчики телеметрии и связи на посадочную технику, комбайны и вывозящие урожай грузовики. Причем там будет тестироваться вариант дистанционного управления машинами. То есть комбайны будут ходить по полям без комбайнеров в кабинах.
БОЛЬШИЕ И САМЫЕ БОЛЬШИЕ
Впрочем, кроме автоматизации процесса управления, «СДС» много вкладывает и в обновление традиционной техники. Так, именно «Черниговец» первым в России закупил и запустил в работу непривычные для нас карьерные БелАЗы, а их аналоги знаменитой германской фирмы Liebherr. Ранее эти немецкие монстры работали только за океаном, в Америке или в Австралии.
Закупленные на «Черниговец» карьерники Liebherr Т 264 способны принять 220 тонн угля. Высота кузова превышает 13,5 метров. Его вместимость — 92 кубометра, а если засыпать с «шапкой» — то все 130 кубов.
Как рассказал начальник производства разреза, «немцы» стоят дороже белорусских машин. Но они значительно надежнее и обладают большим ресурсом – то есть дольше служат.
Примечательно, что самые габаритные части этих машин – самосвальные кузова и ковши фронтальных погрузчиков решили не возить из Германии, а изготавливать дома, на завод «Кемеровохиммаш». Для выполнения этого заказа наши машиностроители разработали технологии, которые позволили производить сборку, сварку и контроль качества изготовления деталей в соответствии с требованиями конструкторской документации ведущего мирового производителя горной техники.
До конца 2018 года на кемеровском заводе выпустят 10 кузовов для 220 тонных самосвалов и 15 ковшей на карьерные экскаваторы и погрузчики компании Liebherr.
Впрочем, от использования белоруссккой техники горняки «Черниговского» тоже не отказываются. Как наглядное доказательство этого факта, мимо нас по вспомогательной дороге карьера проследовал гигант из гигантов – самый большой в мире карьерный экскаватор БелАЗ-75710 грузоподъемностью в 450 тонн. Эта уникальная машина была включена в книгу рекордов Гиннесса, провезя по испытательному полигону груз весом в 503,5 тонны.
Первый, он же пока и единственный экземпляр БелАЗ-75710 был выпущен в 2013 году по заказу холдинга «Сибирский деловой союз» для эксплуатации на угольном разрезе «Черниговец».
ПОСВЯЩЕНИЕ В ШАХТЕРЫ
После проезда по разрезу нас вывезли на смотровую площадку, где перед нами открылась вся сказочная панорама огромной «ямы». Даже меня, много раз бывавшего на угледобывающих предприятиях Хакасии, открывшийся вид впечатлил. К примеру, даже на самых старых и мощных разрезах Хакасии сегодня добыча идет, как максимум, с отметок порядка минус 150 метров.
А вот на «Черниговском», разработка которого началась с 1959 года, горняки закопались куда глубже – сегодня уголь берут с отметки минус 250 метров. А самая нижняя точка разреза находится на уровне минус 320 метров. Поскольку при разработках открытым способом действует правило – «чем глубже, тем и шире», то и общий размах выработанной здесь ямы превзошел хакасские разрезы.
И как заверили нас представители АО «Черниговец», несмотря на почтенный возраст разреза, запасов топлива тут еще очень много. Ориентировочно, порядка 600 млн тонн. Так что разработана долгосрочная программа развития предприятия на ближайшие 20 лет с увеличением добычи до 8 млн тонн в год.
А когда мы вдоволь насмотрелись на панораму выработки, задали горнякам все умные и не очень вопросы, и вдоволь наснимали все, что было вокруг, а заодно и друг друга (как же без селфи в таком-то месте!) нас отвели в специально построенный тут же павильон, где провели суровый обряд посвящения в шахтеры.
Суть его в том, что нужно выпить секретный угольный напиток и закусить его бутербродом с салом. Все по-взрослому.
ДОБЫЛ – ОБОГАТИ!
А еще «Черниговский» вошёл в отечественную историю, как уникальное предприятие, которое впервые в России в 2012 году открыло обогатительную фабрику «Черниговская-Коксовая», которая способна перерабатывать одновременно два разных сорта угля - коксующийся и энергетический.
При этом фабрика работает по замкнутому циклу, не выбрасывая ничего вредного в природу.
Начальник фабрики Юрий Плотников провел нас по производству. Точнее по той его части, где можно безопасно находиться посторонним людям.
И мы убедились, что тут тоже все устроено по самым современным нормам: автоматизированное управление процессом из диспетчерского центра и практически полное безлюдье на технологических линиях. К слову, IP-канал скоростью 10Мб/с для онлайн обработки данных на обогатительной фабрике также предоставил оператор «МегаФон».
И ПОСЛЕДНЕЕ
В этом материале я сознательно скрыл важные детали о пресс-туре. А именно о том, как «МегаФон» его участников встречал, куда селил, чем поил и кормил. Я решил обо всем этом умолчать, дабы не разжигать зависть и прочие нехорошие чувства в тех, кому не посчастливилось в этот пресс-тур попасть.
Просто скажу огромное спасибо организаторам из «МегаФона» за прекрасную, информативную и великолепно организованную поездку.