Современное российское рейдерство на примере ОПГ «Весна»
Дата публикации: 9 февраля 2018 года в 17:37.
Категория: Криминал.
О похождениях Сергея Кирикова СМИ сообщали уже не раз. Он и его подельники из ОПГ «Весна» постоянно упоминаются и в соцсетях. Кстати, название группировки происходит от одноименного ночного алкогольного магазина на череповецкой улице Краснодонцев, который члены ОПГ когда-то взяли под свой контроль. «Весны» давно уже нет, а ее бывшие владельцы занялись другим бизнесом.
Чем же знаменит гражданин Кириков?
Как пишет «Росбалт», еще в «нулевые» годы Кириков и его сотоварищи из ОПГ «Весна» получили в Сбербанке кредит на строительство торгово-развлекательного центра (ТРЦ). И все у Кирикова было хорошо, но хотелось еще большего. И тогда он снова занял у того же Сбербанка денег (и ему их дали!) на выкуп долей у партнеров и красивую жизнь.
Видимо, для того, чтобы легализовать доходы, он назначил себе зарплату аж в 700 тысяч рублей. Кого стесняться-то? Но деньги в очередной раз предсказуемо закончились, несмотря на постоянные поборы с арендаторов площадей в ТРЦ, которых он разве что «на счетчик» не ставил.
Однако на Кирикова посыпались жалобы. Так, один из пострадавших — орденоносец Сергей Кузнецов, которого угораздило вести бизнес с Кириковым, обратился за помощью к депутату Госдумы Виктору Звягельскому. «Повторно вынужден обратиться к вам с просьбой оказать помощь по защите моих нарушенных прав, — пишет Кузнецов. — Ранее я обратился к вам с просьбой оказать помощь по защите моих прав от неправомерных посягательств со стороны гражданина Кирикова Сергея Николаевича, который, будучи генеральным директором и соучредителем ООО «Северо-запад» и ООО «Палитра», в период с апреля по октябрь 2008 года путем обмана и злоупотребления моим доверием незаконно совершил ряд действий, направленных на завладение моими долями в уставном капитале ООО «Северо-запад» и ООО «Палитра».
По заявлению Кузнецова следственное управление при УВД Череповца возбудило на Кирикова уголовное дело № 9050572 по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество). Дело вела капитан юстиции Ожогина. Но она почему-то не торопилась выяснять, что и как натворил Кириков. К примеру, автора жалобы Кузнецова она допросила только через четыре месяца после возбуждения дела, признав сначала потерпевшим, а потом гражданским истцом.
Уголовное дело Ожогина в итоге просто прекратила. Хотя в его материалах уже были доказаны факты преступления. Цитата из дела:
«С апреля по ноябрь 2008 года Кириков, являясь гендиректором и соучредителем ООО «Палитра» и ООО «Северо-запад», путем обмана и злоупотребления доверием, действуя с умыслом на завладение долями других участников, единолично отменил решение собрания участников ООО «Северо-запад» и путем фальсификации протокола общего собрания исключил Кузнецова из состава учредителей».
Затем, отмечается в деле, Кириков подготовил два подложных договора, с ООО «Палитра» и гражданином Русиновым, на основании которых стал единоличным участником ООО «Северо-запад». При этом договор с ООО «Палитра» подписал он сам подписал как со стороны продавца, так и со стороны покупателя.
Кузнецов оценил свой ущерб от потери прав на собственность в 79 млн 43 тыс. рублей.
Казалось бы, что еще нужно следователю для предъявления обвинения мошенничечстве? Провести проверки и экспертизы. Но этого не делается, а дело закрывается.
Сергей Кузнецов утверждает, что Кириков получил кредит на сумму 85 млн рублей на ООО «Палитра» совместно с Шапкиным и Щелоковым в ущерб интересам ООО «Палитра».
В июле—августе 2008 года Кириков оформил новый кредит в том же отделении банка на 120 млн рублей на ООО «Северо-запад», чтобы получить доли в уставном капитале ООО «Палитра», хотя в Уставе Общества был наложен запрет на отчуждение долей участников третьим лицам.
Обо всем этом Кузнецов неоднократно писал силовикам. Но следствие даже не произвело выемки кредитных дел из Череповецкого отделения Сбербанка РФ по выданным кредитам на 85 и 120 миллионов рублей. Результаты почерковедческой экспертизы, доказавшей, что подписи в протоколах собрания были подделаны, тоже никто не учел. Прошло десять лет. Кузнецов уже потерял надежду вернуть деньги. Как поручитель за общие с Кириковым компании, он из последних сил отбивается от кредиторов, но по вине экс-компаньона может лишиться последнего жилья.
Интересы Кирикова на стадии наблюдения представляли юристы арбитражного управляющего Василия Анчукова, который является генеральным директором АО «Бизнес-центр «Вологда-Консалтинг». По данным череповецких СМИ, компания Анчукова якобы предоставляет услуги по регистрации фирм-однодневок. А сам он известен участием в скандальных историях банкротств, в том числе ООО «СеверИнвестСтрой», ЗАО «Птицефабрика «Великоустюгская», а также финансовых пирамид «Фонд «Развитие»» и ООО «СеверСинтез».
Потерпевшие от действий Кирикова кредиторы обратились с жалобой на имя председателя Череповецкого горсуда в отношении сотрудников местной полиции. Кредиторы отмечают, что полицейские не ведут проверку по серии заявлений о возбуждении уголовных дел в отношении бывшего владельца ТРЦ «Северо-Западный». Управляющая компания ТРЦ «Северо-Западный» подала заявление о возбуждении уголовного дела в отношении Кирикова по обвинению в клевете. Ведь схемы, через которые Кириков выводил кредитные средства, предельно просты и легко проверяемы. В отношении Кирикова подавали в правоохранительные органы заявление о вымогательстве арендаторы «Северо-Западного». О практике «выщипывания» денег из конвертов с зарплатой сообщают бывшие сотрудники Кирикова. Годами писал заявление за заявлением полицейским, прокурорам и депутатам пострадавший от действий бывшего партнера по бизнесу Сергей Кузнецов. Ему вторят кредиторы.
Но череповецким полицейским до этого, похоже, нет дела. Возникает вопрос: а не работают ли в правоохранительных органах Вологодской области друзья Кирикова по тревожному «весеннему» прошлому? Или местные полицейские просто не умеют и не хотят работать?