В России с 31 августа изменятся тарифы ОСАГО

Дата публикации: 15 мая 2018 года в 14:54.
Категория: Авто.

Центробанк предлагает с 31 августа нынешнего года изменить тарифы ОСАГО и коэффициенты к ним. В проекте ЦБ предусмотрено расширение тарифного коридора страховок — для одних водителей ОСАГО будет стоить дороже, а для других — дешевле.

В Банке России заявляет, что их реформа должна сделать систему ОСАГО более справедливой, так, чтобы «хорошие водители», которые не нарушают правила и не попадают в ДТП, платили меньше, чем «плохие». 

Но у экспертов сразу возникли сомнения в том, насколько верны представления страховщиков об опасных и безопасных водителях.

Как сообщает ТАСС, страховые компании давно настаивали на изменении тарифов. В последний раз цены на ОСГО в России повышались в 2015 году. Но сейчас речь идет не о прямом увеличении цен: страховщики предлагают сделать тарифы более индивидуальными и справедливыми.

Однако эксперты уверены, что конечная стоимость ОСАГО при этом станет выше практически для всех водителей.

Страховщики называют предполагаемые реформы «либерализацией»: «Все идет к тому, чтобы был конкретный тариф для каждого человека, исходя из его бэкграунда. Так происходит при определении стоимости КАСКО. Цена полиса КАСКО для водителей отличается в разы. Цель — приучить людей к тому, что на стоимость полиса ОСАГО будет серьезно влиять поведение на дороге», — объясняет замгендиректора страхового общества «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. 

Ему вторит президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс:

«Нарушитель правил или начинающий водитель получит тариф, больший, чем сейчас. А аккуратный водитель с большим стажем — меньший. Это позволит компенсировать издержки по рисковому сегменту, при этом хорошие водители не будут платить за плохих. Опыт Германии показывает, что при одномоментном освобождении тарифов произошло их падение и на прежнюю величину ставки тарифов не вернулись, даже несмотря на инфляцию», — отмечает он.

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Эксперты считают, что страховщики при планировании своих новых тарифов учитывают не все.

«Помимо стажа, возраста водителя и прочих данных, забывают о пробеге автомобиля. По нашим данным, чаще случаются аварии с участием автомобилей со средним пробегом более 30 тыс. километров в год. А именно — в 2,2 раза выше, чем для автомобилей с пробегом до 5 тыс километров и менее. Этот момент редко попадает в поле зрения страховщиков, — говорит директор GiPA Russia Александр Груздев. — Также на аварийность в некотором роде влияет класс автомобиля. Понятно, что спортивный автомобиль больше склонен к нарушению ПДД, чем семейный минивэн. Также результаты наших исследований говорят, что на аварийность влияет семейное положение водителя и наличие детей. Женатые люди в аварии попадают реже», - отмечает он.

ГИБДД регулярно составляет «портрет» среднестатистического опасного водителя. Например, типичный нарушитель ПДД в Москве — это мужчина, гражданин РФ, представитель рабочей профессии или профессиональный водитель.

По статистике GiPA, добавляет Груздев, наиболее часто попадающие в аварию водители — это действительно начинающие молодые автомобилисты, но сразу следом за ними идет группа водителей от 65 лет. «Первые чаще попадают в аварии из-за неопытности, а вторые — уже из-за сниженной реакции, проблем со зрением. Наименее опасная группа водителей по возрасту — водители 35–49 лет: аварии с их участием случаются на 35% реже, чем с участием молодых автомобилистов», — перечисляет эксперт.

КАК МОГУТ ИЗМЕНИТЬСЯ ТАРИФЫ

В мае 2017 года Банк России уже предлагал ввести более подробную систему тарифов, учитывающую стаж и возраст. Согласно проекту указания, выпущенному Центробанком еще год назад, но так и не вступившим в силу, для водителей 22–24 лет со стажем вождения пять-шесть лет полис подорожает на 55%, для водителей 25–29 лет со стажем пять-шесть лет — на 31%, со стажем семь-девять лет — на 22%. 

При этом опытным водителям старшего возраста ЦБ предложил давать скидку — до 34%. Но для водителей возрастом от 49 лет и со стажем от 14 лет, скидок по этому параметру уже нет.

Также регулятор предлагал в 1,5 раза увеличить цену на полисы «без ограничения числа водителей»: рост коэффициентов для них мог составить с 1,8 до 2,7.

В проекте же нового документа пока не сообщается, как конкретно поменяются тарифы, но эксперты уверены, что произойдет общий рост цен.

«Изменение тарифов нужно, чтобы компенсировать убыточность в этом виде страхования, на которую длительное время жалуются страховщики. Повышение цен должно положительно отразиться на физической доступности полисов ОСАГО, с которой существуют давние проблемы», — говорит Дмитрий Жуков, руководитель направления «Страхование» финансового супермаркета Банки.ру.

По его данным, для начинающего водителя возрастом до 22 лет и стажем до трех лет, использующего автомобиль мощностью 150 л. с., стоимость ОСАГО составит от 17 297 до 20 754 рублей. Если стаж более трех лет, а возраст менее 22 лет, то стоимость будет колебаться от 15 375 до 18 448 рублей. «Официального проекта Центробанка нет, но мы предполагаем, что базовый тариф может вырасти на 25–50%», — добавляет Жуков.

ЮГ И ПОВОЛЖЬЕ — ПРОБЛЕМА ДЛЯ СТРАХОВЩИКОВ

Цены на полисы также могут вырасти в отдельных регионах, которые у страховщиков считаются запредельно убыточными, потому что число ДТП там — ощутимое, а водители обращаются не напрямую в страховые компании, а к автоюристам.

«Это Волгоградская область, Краснодарский край и Ростовская область. Поволжье — тоже убыточный регион. Потребители в этих субъектах должны понимать — если они не изменят модель поведения при попадании в аварию, для них будут повышаться тарифы», — объясняет замгендиректора страхового общества «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.

ЛИПОВЫЕ ПОЛИСЫ

Эксперты добавляют, что при значительном росте среднего уровня тарифов ОСАГО, страховщикам стоит опасаться черного рынка полисов.

«Не стоит забывать, что уже при нынешних ценах очень много желающих приобрести поддельные полисы ОСАГО. Купить бумажку — дешевле, — напоминает директор GiPA Russia Александр Груздев. — Конечно, все знают истории о том, как владелец старого автомобиля с липовым полисом попал в аварию, а потом бегал по судам. Но солидное повышение тарифов может привести к тому, что еще больше водителей начнут покупать бумажки без реального договора страхования».

Новости по теме