Правительство Хакасии уверено, что прошедшая зима была последней в Сибири
Дата публикации: 27 марта 2019 года в 10:47.
Категория: Экономика.
Уже в самом начале декабря, когда ударили первые морозы, внезапно выяснилось, что в Черногорске и других населенных пунктах – селах Бородино, Вершина Теи, Коммунар, Изыхские копи и т.д. – в котельных нет угля, поскольку за него нечем заплатить. Тогда же была озвучена причина такой ситуации: совокупный долг муниципальных сельских и Черногорских котельных за ранее поставленное топливо превысил 100 миллионов рублей и привел к утрате доверия у угольщиков, которые топливо в долг местным коммунальщикам отпускать перестали.
Правительство под председательством Коновалов тогда собралось на экстренное заседание, высказало свою озабоченность и объявило режим Чрезвычайной Ситуации (ЧС). А вот реальных действий, по сути, так и не предприняли. И все могло очень плохо кончиться, если бы в ситуацию не вмешалась «Сибирская генерирующая компания» (СГК). Несмотря на то, что Черногорск и другие оставшиеся без топлива населенные пункты не входят в зону ее ответственности и обслуживания, руководство СГК решило отгрузить с отсрочкой платежа более 6 тыс тонн угля на проблемные котельные и обеспечить их топливом на весь сезон.
Но история с котельными без угля была просто цветочком. Ягодкой оказалась крупнейшая за последние годы авария все в том же Черногорске.
В ночь на 13 февраля в городе прорвало магистральный трубопровод диаметром 600 мм, идущий в город от Центральной котельной компании «ХакТЭК». Без отопления остались 29 социальных объектов и 205 многоквартирных домов, в которых проживают 16,5 тысяч человек. На улице в это время было 24-26 градусов ниже нуля.
А Валентин Коновалов утром того дня, когда тысячи черногорцев в лютый мороз остались без отопления, улетел в теплый Сочи на инвестиционный форум. Оттуда он поддерживал замерзающих горожан теплыми словами в своем инстаграме.
События тем временем приобретали катастрофический характер. Быстро выяснилось, что компания «ХакТЭК», которой принадлежит лопнувшая магистраль, не может ликвидировать аварию своими силами. Хактэковцы вместе со своим начальником работали не жалея себя, но из-за отсутствия необходимой техники, не могли найти даже место прорыва. Поэтому в какой-то момент встал даже вопрос об эвакуации людей из горожан.
Правительство же, руководитель которого находился в Сочи, опять-таки лишь объявило о введении в Черногорске режима ЧС и… этим почти все и ограничилось. Серый дом назначил ответственным (или крайним) только что заступившего на пост руководителя Минстроя и ЖКХ Юрия Курлаева, предоставив ему возможность героически бегать вокруг траншеи, на дне которой убивались измотанные хактэковцы. Более полезных действий либо не было, либо публика о них не узнала.
Чиновники в Сером доме видели, что черногорские коммунальщики не справляются своими силами, но при этом никто в кабмине даже не пытался обратиться за помощью к другим структурам.
Положение вновь спасли сотрудники Сибирской генерирующей компании, которые по собственной инициативе пришли черногорцам на помощь. Бригады СГК предоставили свою технику: илососную машину для откачки воды и автомобили, оснащенные дизель-генераторами, сварочным оборудованием и системами аварийного освещения.
Именно специалисты СГК с помощью имевшихся у них детекторов, обнаружили место главного порыва на магистрали. И не только обнаружили, но и произвели замену 17-метрового отрезка, выполнив все работы по ее монтажу и сварке.
Благодаря всему этому утром 15 февраля подача тепла в Черногорске была возобновлена. Как раз к этому моменту из Сочи вернулся Коновалов и в сопровождении свиты своих министров выступил перед телекамерами на месте аварии, с которой справились без его участия. Тогда же представители кабмина пообещали всерьез заняться проблемой теплоснабжения Черногорска, чтобы впредь такие бедствия в это городе не повторились.
На самом деле - для решения этой проблемы новым хакасским министрам даже придумывать ничего не нужно. Способ раз и навсегда избавить Черногорск от зимних ЧП давно известен.
Еще несколько лет назад власти города и республики начали обсуждать предложение Сибирской Генерирующей компании о подключении Черногорска, а также Усть-Абакана, Калинино и ряда других населенных пунктов к Абаканской ТЭЦ.
Напомним, проект предусматривает закрытие всех нынешних котельных Черногорска, кроме Пригорской. Девятый поселок будет соединен сетями с основной частью города и подключен к единой системе теплоснабжения всего города (сейчас это отдельный изолированный контур).
При этом СГК берется не просто проложить 11-километровую магистраль от ТЭЦ до Черногорска, но и принять на обслуживание все внутригородские черногорские сети, которые сейчас текут, как решето из-за предельной изношенности и не обновляются, поскольку ни мэрия, ни мелкие организации, отапливающие город сейчас, не имеют на это ни денег, ни иных ресурсов.
Проект же включает в себя реконструкцию внутригородских тепловых сетей, а также устройство элеваторных узлов в домах и регулировку гидравлического режима.
«При условии нашего вхождения в Черногорск мы будем готовы отвечать за качество тепла на всем пути от Абаканской ТЭЦ до каждого конкретного дома», - подчеркивал директор Абаканского филиала СГК Андрей Аплошкин.
Решения по инвестпроекту в Черногорске очень ждали, в частности, жители Девятого поселка, где ни один отопительный сезон не обходится без проблем. А нынешняя зима показала, что и центральная часть города стала не менее проблемной зоной.
Свою часть подготовительной работы в СГК давно выполнили – технический проект практически готов. Новый трубопровод СГК готова проложить в кратчайшие сроки – за полтора года, вложив в проект собственные и кредитные средства. Обязательства со стороны региона предполагают переход на новую модель рынка тепла – так называемый тариф альтернативной котельной.
Вопреки диким слухам, речи о якобы «колоссальном» тарифе на тепло, который придется установить для Черногорска, не идет от слова совсем. По федеральному закону инвестиционная надбавка к базовому тарифу должна составлять всего 2%. При этом отметим, что сейчас в разных районах Черногорске действует сразу несколько тарифов за тепло и разброс между ними составляет примерно от 1400 до 1600 рублей за гигакалорию. При отвратительном качестве теплоснабжения.
В вот в совершенно благополучном Абакане стоимость гигакалории равна 1433 рубля. То есть в Черногорске и хуже и дороже.
Тем не менее, выгодный со всех сторон проект продвигался во властных кабинетах очень медленно. А в прошлом году к общей волоките добавился фактор выборов - с начала лета 2018 года все правительственные и иные структуры занимались избирательной кампанией, а прочие вопросы были отложены на вторую-третью очередь.
Когда долгоиграющие выборы, наконец, закончились у нового губернатора Валентина Коновалова и его правительства появился прекрасный шанс показать, чем они лучше своих предшественников. Быстро запустив в реализацию проект подключения Черногорска к Абаканской ТЭЦ, они бы очень наглядно продемонстрировали и свои деловые качества, и реальную заботу о людях.
Но, увы - этим шансом новый кабмин пока не воспользовался.
Хотя поначалу новые люди во власти и продемонстрировали определенную активность в этом вопросе. Так, 22 января состоялась встреча губернатора Валентина Коновалова и его первого заместителя Андрея Асочакова с директором Абаканского филиала СГК Андреем Аплошкиным, мэром Абакана, Николаем Булакиным и исполняющей обязанности главы администрации Черногорска Ольгой Леонтьевой.
На этой встрече было заявлено, что откладывать решение проблемы с теплоснабжением Черногорска больше нельзя. А правительство Хакасии готово взять на себя вопрос урегулирования условий реализации инвестпроекта СГК по подключению города угольщиков к Абаканской ТЭЦ.
Первый зам Главы Хакасии Андрей Асочаков призвал всех участников совещания взвесить плюсы и минусы проекта и признать, что лучшей рабочей стратегии по обеспечению надежного теплоснабжения двух самых крупных городов Хакасии с населением в 260 тысяч человек на сегодня нет.
В свою очередь, губернатор Коновалов пообещал создать при правительстве рабочую группу, которая выработает приемлемое для всех решение. В нее должны были войти руководители профильных министерств правительства, главы муниципальных образований, представители общественности региона, энергетики СГК.
Но после столь многообещающего бодрого старта прошло уже два месяца, а реальных действий по сути не последовало. И даже шокирующая февральская авария в Черногорске процесс не пришпорила. Хотя сразу после ее ликвидации Валентин Коновалов обещал принять все меры к тому, чтобы впредь такие бедствия не повторялись.
Но создается впечатление, что интерес властей к продвижения жизненно важного проекта падает обратно пропорционально повышению уличной температуры. Никакой работы по нему сейчас почти не ведется. Как печально пошутил один из причастных к теме людей: «Они, видимо, решили, что эта зима была у нас последней».
А ведь от правительства требуется сделать не так уж много.
Во-первых – требуется инициатива черногорской мэрии, согласованная с горсоветом, о переходе на новую модель тарифообразования. Во-вторых, одобрение этой инициативы Верховным Советом Хакасии, а затем направление от имени правительства республики в Минэнерго соответствующей заявки на включение Черногорска в соответствующую ценовую зону.
Если бы все эти не столь сложные процедуры согласований были проведены до конца марта, максимум в апреле, то уже в мае СГК начала бы строить магистраль, а осенью 2020 года Черногорск был бы подключен к Абаканской ТЭЦ и навсегда забыл свои проблемы с отоплением.
Если же соглашение будет подписано только в сентябре или позже, то получить тепло от Абаканской ТЭЦ в отопительном сезоне 2020 года Черногорск уже точно не успеет, реализация проекта сдвинется еще на год. Дорога ложка к обеду. Поэтому затягивание бюрократической волокиты на 2-4 месяца, дает эффект отсрочки реализации проекта на целый год.
Но уже заканчивается март, а необходимых движений от властей нет. А пока их не будет, Черногорск остается в зоне высокого риска. И если нынешним февралем город буквально чудом удалось спасти от вымерзания, то следующей зимой одного чуда может и не хватить.