Археология и угледобыча – не оппоненты, а союзники

Дата публикации: 19 апреля 2019 года в 11:38.
Категория: Культура и спорт.

У археологов и угольщиков много общего: и те и другие роют землю, чтобы найти там что-то ценное. Пока они работают поодаль друг от друга – между ними полная идиллия. Проблема возникает, если ценные для каждой группы объекты оказываются в одном и том же месте. К счастью для всех, такие ситуации регулируются законами России и для них предусмотрен четкий алгоритм действий, а также надзорные ведомства, бдительно следящие за тем, чтобы законный порядок никто не нарушал.

Угледобыча – самая быстрорастущая отрасль промышленности Хакасии, главный локомотив экономики региона.

Однако местные жители высказывают беспокойство по поводу того, что появление новых угольных разрезов и дополнительных участков горных работ может угрожать археологическим памятникам, в изобилии рассеянным на территории республики. 

Ответы на эти вопросы были даны прямо на территории знаменитого Бейского угольного месторождения, разработка которого включена в стратегические планы промышленного развития даже не Хакасии, а всей России. 

Однако, вместе с огромными запасами высококачественного топлива, на этих же землях могут находиться и археологические ценности. Ученые-историки решили выяснить – где и какие исторические памятники тут имеются. А угольщики их в этом деле полностью поддерживают. 

Все подробности журналистам рассказали руководитель госинспекции по охране объектов культурного наследия Хакасии Дмитрий Левченко и научный сотрудник хакасского национального краеведческого музея Эдуард Киргинеков

– Российское законодательство очень жёстко регулирует вопрос сохранения исторических ценностей, – объяснил руководитель госинспекции Дмитрий Левченко. – Любое освоение земельных участков возможно только в случае, если они свободны от объектов культурного наследия. Причем законом предусмотрены практически любые варианты событий. 

К примеру, если участок земли ранее уже был обследован археологами и на нём никаких ценных объектов не обнаружили, то его промышленному освоению ничего не препятствует. 

Другой случай, когда в ходе исследований на участке обнаружили некие артефакты. В этом случае имеющее виды на участок предприятие, к примеру, угольный разрез, обязано за свой счет провести мероприятия по разработке проекта о сохранении объектов культурного наследия. А потом этот проект должен пройти государственную историко-культурную экспертизу, и по ее итогам проводятся необходимые мероприятия по сохранению культурного объекта.  

На вопрос: «Какие именно мероприятия?» – Левченко ответил: 

– Они тоже разные. Если культурный объект препятствует развитию производства, то проводятся археологические раскопки, артефакт полностью изымается из земли и передаётся в музейные фонды. Если же объект не мешает работе, то тогда необходимо провести действия по его сохранению: огородить забором или насыпью, установить таблички, что он находится под охраной.  

Есть и третий вариант развития событий – это когда на предназначенном под промышленное освоение участке археологическая разведка ранее вообще никогда не проводилась. В этом случае – ее обязательно проведут, без этого добро на промышленные работы никто не даст. Ну а далее – в зависимости от результатов исследований – все пойдет по схемам, которые уже описаны выше. 

Требования к недропользователям в федеральном законодательстве прописаны очень жестко, – подчеркнул Дмитрий Левченко. – За их нарушение предусмотрена и административная, и уголовная ответственность. А наша инспекция внимательно следит за соблюдением правил. На сегодняшний день не установлено ни одного случая, когда бы заинтересованными лицами уничтожались объекты культурного наследия, – резюмировал руководитель госинспекции по охране объектов культурного наследия.  

В свою очередь, научный сотрудник хакасского национального краеведческого музея Эдуард Киргинеков рассказал о конкретных исследованиях, которые проводятся до начала угледобычи. Так, одно из местных горных предприятий, в ходе подготовки по освоению перспективного и достаточно обширного участка горных работ, уже второй год подряд (!) совместно с хакасским краеведческим музеем проводит археологические изыскания.

– Прошлым летом завершился первый этап изысканий, в ходе которых было выявлено девять новых объектов культурного наследия, – пояснил Киргинеков. – Среди них есть поселение и могильники эпохи бронзы и вплоть до тагарского времени, а это рубеж I-II тысячелетия до нашей эры. Также проводились работы по уточнению состояния памятников, уже известных нам ранее. 

Ученые дали заключение о том, что некоторые участки необходимо сохранить в естественной среде, а если это окажется невозможным, провести археологические раскопки. 

А нынешним летом археологи будут проверять еще один большой участок месторождения, по которому ими также будет дано заключение.  

– До тех пор, пока мы не завершим свою работу, угольщики на эту территорию не зайдут, – заверил учёный.  

При этом Киргинеков особо отметил, что угольные предприятия с учеными тесно сотрудничают и оказывают всю необходимую помощь для тщательной археологической проверки всех перспективных участков.

По итогам этой совместной работы что-то из обнаруженных ценностей будет перенесено в музей, что-то останется в поле под надежной охраной. Но ни один из исторических памятников не пропадет. Артефакты древней истории Хакасии будут под надежной защитой действующих в союзе ученых и промышленников.

Новости по теме