Абаканскому аэропорту соседи не нужны. Поэтому их выжгут напалмом
Дата публикации: 13 ноября 2020 года в 09:48.
Категория: Экономика.
Сейчас в Хакасии идут споры вокруг проекта приаэродромной территории (ПАТ). Она, согласно принятому в 2017 году ФЗ №135, должна быть у каждого аэродрома. Это своеобразная охранная зона, которая должна обеспечивать безопасность полетов и местного населения. Основные претензии относятся к капитальным строениям. Их в ПАТ можно размещать только после согласования с Роспотребнадзором. При этом территория делится еще и на семь подзон. В некоторых практически вообще запрещена любая хозяйственная деятельность.
«Согласно законодательству оператор аэропорта должен разработать план. Он решает вопросы безопасности полетов и населения. Затем нам его согласовала Росавиация. Теперь надо обсудить его на уровне субъекта федерации. По графику вопрос должен был быть улажен еще в июле. Но возникла заминка», - рассказал изданию «Век» главный инженер ОАО «Аэропорт Абакан» Алексей Килин.
Пауза объяснима. Элементарная логика говорит, что сначала надо было построить аэропорт в отдалении, потом устанавливать вокруг него «санитарные» кордоны. А не принимать закон о ПАТ, переводя тем самым на нелегальное положение соседнюю с «Абаканом» жилую и промышленную застройку. А именно это теперь и происходит.
Если принять проект без всяких оговорок и компромиссов, властям Хакасии придется просто зачищать местность вокруг «Абакана» путем масштабных сносов и выселений. Причем, беспрецедентных для республики. По букве 135-го закона, в приаэродромную территорию попадают города Абакан и Черногорск, а также значительная часть Усть-Абаканского района. То есть, эти муниципалитеты становятся зонами с особыми условиями пользования.
В первую очередь ограничения коснутся жилищной застройки. При этом вокруг «Абакана» сейчас расположен огромный частный сектор. В других подзонах есть ограничения по этажности. Чиновники уже подсчитали, что проблемы получат около 2 тыс. дольщиков, купивших квартиры в строящихся многоэтажках. Ведь их придется теперь снести.
Город Абакан – это центр деловой активности Хакасии. И теперь из него вырывают огромный кусок территории, где нельзя, например, заниматься переработкой мусора, разводить скот или обрабатывать землю. Хотя именно в этом секторе производится почти весь объем овощей в республике.
Как заявила заместитель главы Республики Хакасия Ирина Войнова, под запрет может попасть все в радиусе 15 км вокруг аэропорта. «При правительстве РХ создана рабочая группа. Она занимается оценкой влияния решения об установлении приаэродромной территории. Мы вырабатываем позицию для переговоров с руководством Росавиации. Нужно найти компромиссное решение о сосуществовании аэропорта и близлежащих населенных пунктов», - сказала она.
Добавим, что переговоры с Росавиацией намечены на вторую половину ноября. И с такой проблемой, по логике, столкнутся все регионы.
Красноярский аэропорт «Емельяново», например, соседствует с деревнями и селами. А дачи прилегают практически вплотную к его взлетно-посадочной полосе.
Иркутский аэропорт вообще работает в черте областной столицы. Вопрос о его выносе подальше от города обсуждается несколько последних лет. Конкретный результат отсутствует. Пока власти остановились на ремонте действующего объекта.
Эксперты указывают, что благие намерения разработчиков закона на практике ведут совсем к другому результату. Уже не в первый раз. Эксперты говорят, что российским аэропортам дали срок определить ПАТ до 1 января 2018 года. Но на тот момент из двухсот компаний это сделали только десять. Новые законодательные требования имеют своим основанием благие намерения – уберечь население от шума и вредных веществ. На практике, как это бывает постоянно, ФЗ №135 несет ему одни проблемы. Да и опасность вовсе не так велика, как кажется. Вероятность того, что самолет упадет на вашу дачу или сельский дом, гораздо ниже, чем если в него врежется автомобиль. А доля авиационного топлива в загрязненности городской атмосферы едва ли имеет хоть сколько-нибудь серьезное значение.
«Российское законодательство не разделяет крупные и мелкие аэропорты. Если аэропорт находится на небольшом острове, то по закону там может вообще не остаться места под жилое строительство. В некоторых случаях жить рядом со взлетной полосой намного безопаснее. Это касается, например, исследовательских станций на Крайнем Севере, где от лишнего километра может зависеть жизнь человека. Закон нужно скорректировать так, чтобы при установке приаэродромных территорий были учтены все параметры отдельно взятых аэропортов», - считает специалист по экологическому проектированию Ольга Зацепина.
Известная аксиома о том, что «строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения» благодаря «бешенному принтеру» модифицируется во второй части, где «необязательность» меняется «невозможностью».
Конечно, ФЗ №135 в 2017 году наши мудрые депутаты принимали из самых лучших побуждений, беспокоясь, чтобы самолеты не падали на головы граждан, а потому и разметили вокруг каждого аэродрома охранные зоны.
Это почти как с Байкалом, которому сначала разметили природоохранную зону, а потом оказалось, что из нее надо выселять людей с мест, где их предки поселились еще несколько сот лет назад. Ну, а потом своим указом президент разрешил железнодорожникам вырубить здесь заповедный лес.
С аэропортами теперь похожая история.
Эксперты указывают, что благие намерения разработчиков закона на практике ведут совсем к другому результату, а точнее к его отсутствию. Примечательно, что в соответствии с принятым законом российские аэропорты должны были определить охранные зоны еще к 1 января 2018 года. Но очевидно, что сделать это невозможно до сих пор.
Но случись, какая-нибудь катастрофа (в том же Иркутске периодически самолеты то на дома падают, то в гаражи, понатыканные вокруг поля, втыкаются) и СК обязательно найдет стрелочника, которого привлекут за нарушение пресловутого закона.
В чем мы точно уверены, стрелочниками будут не депутаты Госдумы, принявшие закон, который невозможно выполнить; не глава Росавиации Александр Нерадько (выдававший, в частности, разрешение на высотное строительство в охранной зоне аэропорта «Внуково»; ну и не новоиспеченный губернатор Иркутской области Кобзев, в период предвыборной кампании обещавший решить вопрос с переносом иркутского аэропорта, но уже через месяц после избрания решивший ограничиться его реконструкцией.