Юлия Карасёва: «После первой тренировки мой друг бросил лыжи, а я осталась»
Дата публикации: 18 ноября 2020 года в 11:27.
Категория: Культура и спорт.
Мероприятия проекта «На лыжи!», идейным вдохновителем которого несколько лет назад стал сибирский промышленник Олег Дерипаска, посетили тысячи жителей. За этот период проведены десятки спортивных соревнований, лыжных праздников и мастер-классов, как для профессиональных спортсменов, так и для любителей лыжного спорта всех возрастов. Молодые профессиональные спортсмены получили от партнеров проекта компаний РУСАЛ и En+ весь необходимый инвентарь, а тренеры из сибирских регионов проходят обучение у профессионалов федерального уровня. О принципах своей работы Юля Карасева рассказала в интервью.
– Я родилась и выросла в Абакане, работаю здесь же в СШ «Тея». Я начинала заниматься лыжами поздновато по современным меркам – в 12 лет. Но из-за травмы пришлось на довольно продолжительное время оставить тренировки. Я занималась, но для себя – каталась по лесу, участвовала в небольших соревнованиях, но это было просто развлечение. Вновь я открыла для себя лыжи только в 16 лет.
– В 16?
– Да, после окончания школы я поступила в Хакасский государственный университет. Там и встретилась с замечательным наставником – Швыдковым Николаем Сергеевичем. Он привил мне любовь к лыжам. Настолько сильную любовь, что мне и самой захотелось передавать её другим. Только в этом возрасте я поняла, что такое настоящие тренировки, сборы, стала ездить на соревнования. Выполнила норматив кандидата в мастера спорта, который постоянно подтверждала. Мастером, правда, так и не стала.
Николай Сергеевич – уникальный человек. Он проводил такие разнообразные тренировки, придумывал такие упражнения, что я и сейчас их использую в своей работе. У нас не самый снежный регион, устойчивый покров образуется довольно поздно, но мы в отсутствие снега бегали на лыжах по подмороженной траве.
– Свою первую тренировку у Швыдкова помните?
– Конечно! Это было 1 сентября. Николай Сергеевич, которому тогда было 70 лет, набрал группу первокурсников и повёл на стадион. Я пришла со своим другом, который больше никогда не появлялся в лыжной секции. Он сказал, что это слишком тяжело. А я осталась, несмотря на то, что еле доползла до дома со стадиона. У меня болели все мышцы, было желание сделать так, как и тот юноша, но внутреннее самолюбие не позволило мне уйти. Получается, осталась на всю жизнь.
– А на какой факультет вы поступили?
– На химико-биологический. В школе занималась углубленным изучением химии и биологии, мой класс занимался при этом же ХГУ, а выпускной экзамен в школе считался вступительным в вуз.
– Полученные знания пригождаются в работе?
– Ещё как! Знание физиологии, анатомии – как раз то, что нужно. Я очень благодарна своему вузу за полученные знания. Немного жаль, что не стала поступать в медицинский, но и так получилось неплохо. Главное, что училась не зря.
– Но как вы всё же тренером стали?
– Да практически сразу после окончания вуза я стала работать в университете преподавателем по физподготовке. Как-то плавно всё получилось. Николай Сергеевич просто передал мне группу и всё – давай, работай. Никто меня к этому не готовил.
Через год работы со студентами ХГУ я получила физкультурное образование. У меня уже было высшее образование, но пришлось поступать в училище олимпийского резерва в Абакане. Два года проучилась очно, а в выпускной год меня пригласили работать в общеобразовательную школу №12 учителем физкультуры. Директором школы был Александр Иванович Калягин, который создал просто замечательные условия для работы. А именно для развития лыжных гонок.
Он добился финансирования на приобретение инвентаря и предложил набрать группу детей. Для начала я собственноручно прикрутила к новым лыжам примерно четыре десятка трёхдырочных креплений, а потом и занялась набором ребят. С этого момента я и стала работать тренером, а не просто учителем физкультуры.
Два года я занималась с ребятами, появились первые результаты. А затем меня пригласили работать в спортивную школу «Тея». Но я сначала посоветовалась с Александром Ивановичем, который посоветовал мне принять предложение и заниматься тем, что мне больше всего нравится.
– Что, на ваш взгляд, самое важное в работе тренера?
– Тренерская работа должна быть в удовольствие и приносить позитив. Даже когда у тебя всё плохо, ты приходишь к детям, общаешься с ними, получаешь положительные эмоции. Это сложно описать словами, это нужно прочувствовать. А детей я очень люблю. Я смотрю, как они растут, формируются, развиваются. Возможно, никто из них не станет большим спортсменом, но их горящие глаза и желание каждый день приходить на тренировку важнее любых результатов.
Неважно, станут они спортсменами или будут заниматься чем-то другим. Они просто должны быть достойными людьми. Одно из самых необходимых качеств для тренера – человечность. У меня есть группа, которую я называю «похудаечка». Например, родители приводят в лыжные гонки 15-летнего мальчика, весящего более 100 кг. Я прекрасно понимаю, что никакого будущего в спорте у него нет. Но зато он научится преодолевать жизненные сложности, а это обязательно пригодится в будущем.
– Сколько спортсменов у вас в секции/группе?
– Я называю своих спортсменов командой. Это более подходящее слово. В моей команде 32 спортсмена разного возраста. Кто-то уже готовится к выпуску, кто-то только пришёл заниматься. Может, кому-то покажется дедовщиной, а мне это больше напоминают семью: старшие у нас в группе отвечают за младших, следят за тем, всё ли они взяли на сборы, учат их готовить лыжи и не сдаваться. Они побеждают все вместе и проигрывают тоже, они могут схулиганить в чём-то поодиночке, но отвечать тоже будут вместе. Так и формируется у них взаимовыручка и взаимоуважение.
– Примерно такая же группа у прошлогоднего победителя нашего конкурса Александра Карачакова.
– Вы знаете, а мы с ним очень похожи по духу и стараемся работать в паре. Сейчас группа моих старших ребят находится вместе с ним на сборах. Ходим в совместные походы.
– Он рассказывал о победе в конкурсе, о том, как его мучили на интервью?
– Ничего такого не было. Зато он много рассказывал о мастер-классах с тренерами юниорской сборной, об уникальных упражнениях, об интересных вопросах, которые ему задавали. Он приехал из Тюмени с горящими глазами – показывал, рассказывал, объяснял. Конечно, мы многое используем в работе. И вообще, на страницах проекта масса полезных видео и интервью, которые многому учат. Зачастую я только прихожу на тренировку, а дети мне наперебой кричат – а вы видели, какое интересное видео «На лыжи!» выложили? Вместе смотрим, разбираем. Или интервью со спортивными врачами, которые уже не раз вы делали. Да это просто кладезь! Дети даже не сомневаются – «На лыжи!» плохого не посоветуют.
– Проект «На лыжи!» заработал в Республике Хакасия с первого года своего существования. Есть ощущение, что в лыжных гонках в регионе что-то стало меняться?
– Конечно! Прежде всего, первенство «На лыжи!» – одно из крупнейших в России соревнований в возрастной категории 13-16 лет. Для наших юных спортсменов это вообще главный старт в сезоне. Вы не представляете, с каким энтузиазмом они готовятся к этому первенству! Тренерские семинары, курсы повышения квалификации, городские праздники, серьёзное обновление материально-технической базы – всё это благодаря проекту.
Про повышение интереса к лыжам можно судить по одному факту. Во время городских праздников «На лыжи!» к нам на спорткомплекс приходили люди даже в 30-градусные морозы! Во время этих праздников в Абакане для всех желающих было организовано тренерское сопровождение. Всем любителям лыжных гонок, кому это было интересно, мы в течение нескольких показывали технику хода, объясняли секреты подготовки лыж. Поскольку праздники были растянуты как раз на все новогодние каникулы, к тренерам каждый день по несколько десятков человек приходили.
В разных районах Хакасии стали появляться лыжные базы, на которых созданы все условия для занятий.
А призы? Какие шикарные призы мирового класса получают дети за показанные результаты в первенстве «На лыжи!» – лыжи, ботинки, палки, комбинезоны, перчатки, чехлы. И они могут всё это заработать самостоятельно. Да у нас на республиканских соревнованиях меньше детей участвуют, чем в соревнованиях первенства «На лыжи!». Я в соцсетях проекта читала высказывание, что эти призы – не то, ради чего дети должны заниматься лыжными гонками. Не повод, да. Но прекрасная мотивация, особенно для детей из семей, для которых и 200 рублей сложно выделить на дорогу до лыжной базы.
– Количество занимающихся лыжными гонками с началом работы проекта увеличилось?
– К сожалению, лыжи для Хакасии не являются базовым видом спорта. Плавание, хоккей, борьба, лёгкая атлетика – дети имеют возможность для выбора. Но в последние годы интерес к лыжам вырос. Причём дело не только в том, сколько именно детей приходят в секцию, а в общем интересе, а в том, что больше обычных людей встают на лыжи. Это не спорт, но здоровый образ жизни, что очень-очень важно.
И ещё. Может быть, количественно это не так заметно, но качественный скачок произошёл. Тренировки проходят на другом уровне. Лично я очень благодарна «На лыжи!» за то, что вы появились. Без вас многого просто не могло быть в принципе. Очень хочется, чтобы проект, начавший пятый сезон работы, существовал долго-долго!
Источник: официальная страница проекта «На лыжи!» в Facebook