В Хакасском УФАС рассказали: когда «обнаженка» в рекламе уместна

Дата публикации: 20 мая 2021 года в 13:50.
Категория: Экономика.

«Реклама – величайшее искусство XX века» заявил некода выдающийся канадский философ, культуролог и филолог Маршаллу Маклюэну. С этим не поспоришь: чтобы продать товар, необходимо рассказать о нем так, чтобы его захотелось купить. Увы, многие рекламодатели в погоне за звонким слоганом, броской картинкой доходят до неприкрытой атаки на потенциального потребителя и серьезно нарушают законы. Иногда это происходит по незнанию.

Как избежать нарушений, продвигать свой товар на рынке законно и добросовестно, при этом – эффективно – рассказала заместитель руководителя Хакасского УФАС России Ольга Липина. 

- Одна из задач антимонопольной службы  контроль за соблюдением рекламного законодательства. Как в нашей республике обстоит с этим дело? Насколько часто вы фиксируете подобные нарушения? 

В среднем ежемесячно мы возбуждаем по одному рекламному делу. Чаще всего бизнесмены Хакасии нарушают Федеральный закон о рекламе в части рассылки нежелательных смс, при рекламировании финансовых и медицинских услуг. 

- Что необходимо знать, чтобы не нарушать закон о рекламе? 

Главное, о чем говорит федеральный закон, - реклама должна быть достоверной и добросовестной. Недобросовестная реклама не допускается. 

- Что это значит? 

Добросовестная реклама содержит правдивую информацию о товаре либо услуге, не вводит в заблуждение потребителей и тем более не обманывает его. 

Можете привести чек-лист, что в добросовестной рекламе должно быть обязательно? 

Рекламодателю и рекламораспространителю необходимо указывать: 

соответствующие действительности сведения о рекламируемом товаре/услуге, условиях его приобретения или использованиясрок акции, акционные товары, подаркив рекламе товаров при дистанционной продаже должны быть сведения о продавце: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве ИП 

Кроме того, важно немедленно прекратить распространение рекламы в случае обращения абонента или адресата, не давшего согласие на это Рекламу медицинских услуг и лекарственных препаратов нужно сопровождать предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией или получения консультации специалистов 

В рекламе финансовых услуг указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги, все условия оказания услуг, влияющих на сумму доходов, условия о процентной ставке, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, о доп. расходах заемщика, связанных с получением кредита. 

- А что категорически запрещено при рекламировании товара/услуги? 

Действующее в нашей стране законодательство запрещает: 

- рекламировать товары, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации; 

- рекламировать наркотические, психотропные препараты; 

- рекламировать взрывчатые вещества, кроме пиротехники; 

- рекламировать табак, табачную продукцию, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, курительные принадлежности, в том числе трубки, сигаретную бумагу, зажигалки, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны; 

- рекламировать медицинские услуги по прерыванию беременност; 

- рекламировать товары, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений; 

- рекламировать товары, подлежащие государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации; 

- рекламировать органы и (или) ткани человека в качестве объектов купли-продажи; 

- использовать сравнительные характеристики товара с употреблением слов: лучший, первый, номер один; 

- вводить в заблуждение потребителей рекламы, искажать смысл информации, допускать неоднозначное ее толкование. Пример: если предлагается кредит, не писать «рассрочка»; 

- размещать рекламу товаров/услуг для детей без указания категории данной информационной продукции; 

- размещать информацию по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов, других работ, подлежащих госаттестации; 

- распространять рекламу по сетям электросвязи, в том числе посредством телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи без согласия адресатов; 

- использовать бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека, официальных государственных символов (флаг, герб, гимн), религиозных символов, объектов культурного наследия; 

-использовать сети электросвязи для распространения рекламы с применением автоматического дозванивания, автоматической рассылки 

- рекламировать алкогольную продукцию с наименованием марки напитка, который содержит более 0,5 спирта. 

В нашей республике такие нарушения имеют место? 

К сожалению, да. Любимый образ для рекламирования чего угодно, вплоть до продажи древесины, у местных бизнесменов, - обнаженные тела женщин. Бесспорно, мужскую часть населения эти образы привлекают. Однако часто броскость, яркость картинки не соответствует вообще объекту рекламирования. А это – прямое нарушение, за которое предусмотрена административная ответственность. 

- А если рекламируется нижнее белье, купальники? 

В этом случае использование полуобнаженного тела уместно. Так как рекламируется то, что изображено на баннере. 

Нарушителям законодательства грозят штрафы? 

В том числе и штрафы. За нарушение закона о рекламе предусмотрены административные штрафы: 

- от 2 до 2,5 тыс. рублей для граждан; 

- от 4 до 20 тыс. рублей – для должностных лиц; 

- от 100 до 500 тыс. рублей для юридических лиц. 

При этом в случае выявления незлостного нарушения, совершенного впервые, нарушитель (касается только субъектов малого бизнеса!) получает предупреждение и предписание о демонтаже спорных конструкций. 

Назовите признаки недобросовестной рекламы. 

- Она содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;  представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;  является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. 

- Какие запреты существуют сегодня в рекламном законодательстве? 

Реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий; 

призывать к насилию и жестокости; иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта; формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц; содержать информацию порнографического характера, др. 

Вся ли наружная реклама в Хакасии анализируется антимонопольным ведомством? 

Безусловно, мы обращаем внимание на любую рекламную информацию, размещенную в средствах массовой информации, на фасадах домов и т.д. Однако нужно отличать вывеску от рекламы. Вывеска располагается на входе в магазин и содержит его название и информацию о режиме работы. Если же, помимо этих данных, мы видим информацию о товарах, услугах, работе, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке, а также распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, - это признаки рекламы. 

Вы сами следите за добросовестностью рекламы или жители Хакасии могут пожаловаться на нее в антимонопольную службу? 

- Да, мы проводим выездные мониторинги по республике. Кроме того, два раза в год мы собираем заседание Экспертного совета по рекламе, в который входят филологи, психологи, священники и общественники республики. В основном, на этих заседаниях мы рассматриваем и оцениваем рекламу на этичность/неэтичность.  

Также принимаем и рассматриваем в течение месяца и обращения от граждан. Жители Хакасии, столкнувшиеся с недобросовестной рекламой, могут обратиться в Хакасское УФАС России с жалобой лично – по адресу: Абакан, ул.Вяткина, 3, 3 этаж, канцелярия, с 8.00 до 17.00 (обед с 12.00 до 12.45), по электронной почте, направив свое обращение на адрес ведомства to19@fas.gov.ru, не выходя из дома, заполнив форму на сайте https://hakasia.fas.gov.ru/. 

Помимо указания адреса и способа внушающей подозрения рекламы, необходимо приложить доказательства в виде фотографий или скрин-шотов, например, смс. 

Беседовала Наталья Жукова 

Справка: 

Федеральный закон «О рекламе» (38-ФЗ) действует в нашей стране с 13 марта 2006 года. Он регламентирует нормы и запреты, касающиеся рекламной сферы. 

Новости по теме