Красный кабмин Хакасии в четвертый раз попытается протолкнуть свою версию коммунальной реформы

Дата публикации: 25 октября 2021 года в 14:21.
Категория: Экономика.

Верховный Совет Хакасии 27 октября рассмотрит четыре законопроекта, суть которых идентична – о передаче полномочий в сфере ЖКХ с уровня сельских Советов на уровень районов. Ранее этот проект уже трижды отклонялся большинством депутатов. Но чиновники регионального кабмина решили: «Зачем думать? Надо продолжать прыгать!»

Речь идёт об изменениях в статью 2 закона РХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями». Авторы законопроекта предлагают передать полномочия в сфере ЖКХ от муниципалитетов районным властям.

Последняя неудачная попытка передачи коммунального сектора с поселений в районы была предпринята 29 сентября. Тогда с этим законопроектом в парламент неожиданно вышел и.о. прокурора республики Андрей Мошков. Выслушав представителя надзорного органа, 24 депутата проголосовали «за», 9 – «против», 10 – «воздержались». Не набрав необходимых для принятия документа 26 голосов, Верховный Совет переголосовал: «за» стало – 25, «против» – 14, «воздержались» – 6. Опять не хватило.

«Протолкать» закон не помогли даже эмоциональные речи и реплики 82-летнего спикера Владимира Штыгашева и главы республики Валентина Коновалова. Законодатели отказались принять предложенную реформу, пишет «Новый фокус».

Причина отказа была та же, что и во время двух предыдущих неудачных попыток — стремления властей республики повесить коммунальный геморрой на районы, без финансового обеспечения столь сложных полномочий. 

Почему города и районы руками и ногами отбиваются от местной версии коммунальной реформы, объяснил один из лидеров «муниципального сопротивления», глава Ширинского района, зам.председателя Ассоциации «Совет муниципальных образований Хакасии Сергей Зайцев.

Он пояснил, что чиновники регионального правительства продвигают идея о том, что централизация на уровне районов якобы спасет от банкротства сельсоветы и коммунальные предприятия. Но с 2012 по 2014 годы жилищно-коммунальный комплекс централизованно обслуживался региональным правительством – за это время в ЖКХ десятки и сотни миллионов рублей было вложено. Но в итоге за три года инфраструктуру ЖКХ так и не модернизировали – сил и средств не хватило. И уж тем более эта задача будет непосильна для муниципальных образований, испытывающих хронический дефицит в финансах и кадрах. 

— Районы справятся? Вопрос риторический, мы вслед за сельсоветами задохнемся. Их убили, добейте нас! Кто оптимизировал структуру сельсоветов? Главы районов? Правительство планомерно уничтожало кадровый потенциал поселений, теперь крайних ищут. В управлении промышленности, энергетики, связи, строительства и транспорта районной администрации два профильных специалиста. По мнению Серого дома они заменят пятнадцать сельских глав? А кто будет заниматься школами, детскими садами, объектами культуры и спорта? Национальные проекты кто будет тянуть? За неполный год контролирующими и надзорными органами им выписано штрафов на сумму – более 500 тысяч рублей. Эти двое из-за запредельной нагрузки уйдут, а других в районе нет, — рассказал Сергей Зайцев в интервью газете «Ширинский вестник».

Что касается финансирования из республики, то губернатор Валентин Коновалов выделил ЖКХ 1 миллиард рублей, которые полностью ушли на оплату копившихся годами долгов ресурсоснабжающих предприятий. В сфере ЖКХ миллиард не остался, на инфраструктуру потрачен не был, - подчеркнул Зайцев.

В середине октября главы сельсоветов Ширинского района направили обращение губернатору Коновалову, председателю регионального парламента Штыгашеву и прокурору Хакасии Фирсову. Позиция сельских руководителей  – передача полномочий в существующих условиях, приведет лишь к взрыву неудовольствия населения и ни к чему другому. И если все же реформировать коммунальную систему, то в рамках создания муниципальных округов.

Аналогичное обращение подписали главы поселений Орджоникидзевского района: Копьевского поссовета, Устинкинского сельсовета, Красноиюсского сельсовета, Гайдаровского сельсовета, Копьевского сельсовета, Орджоникидзевского сельсовета, Саралинского сельсовета, Приискового сельсовета, Новомарьясовского сельсовета.

В письме они указали, что предлагаемое решение подменяет глобальные финансово-материальные проблемы ЖКХ и не является выходом из ситуации. Ведь передача полномочий не улучшит качество работы систем ЖКХ в регионе, а лишь усугубит.

Ну а заинтересованность властей Хакасии «протащить» реформу ЖКХ можно объяснить лишь тем, что губернатор, во-первых, снимает с себя всю ответственность за проблемы в коммунальной сфере, а во-вторых, у него появляется отличный рычаг давления на руководителей районов при каждом удобном случае.

Ситуация в секторе ЖКХ прокомментировал также и.о. прокурора Хакасии Андрей Мошков:

– В настоящее время в республике коммунальный комплекс сельских поселений составляет 51 предприятие с низкой эффективностью работы. Как показали проверки, убытки предприятий с 2014 г. возросли в 8 раз – с 28 до 234 млн рублей. Дебиторская задолженность по состоянию на  1 сентября 2021 г. составила 1 млрд 231 млн рублей, в том числе задолженность населения – более 564 млн рублей (46 процентов); кредиторская задолженность – 1 млрд 547 млн рублей (рост на 16 процентов по сравнению с началом года), в том числе перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов – 1 млрд 048 млн рублей (67 процентов).

Новости по теме