РУСАЛ и Норникель заморозили внутренние цены на металлы в России
Дата публикации: 24 марта 2022 года в 11:17.
Категория: Экономика.
После того как Минпромторг рекомендовал металлургам установить «прозрачные» цены на внутреннем рынке, крупнейший в мире производитель никеля «Норникель» сообщил, что зафиксировал их на уровне февральских цен. Об этом рассказал вице-президент — руководитель блока сбыта и коммерции компании Антон Берлин.
Средняя цена фьючерса на никель в феврале с поставкой через три месяца на Лондонской бирже металлов (LME) равнялась $23,6 тыс. за тонну. С начала года цены на никель выросли более чем на 40%, основной рост пришелся на конец февраля и первые дни марта на фоне западных санкций против российского финансового сектора и логистических сложностей с поставками экспортной продукции из России. В моменте (7–8 марта) стоимость фьючерса поднималась более чем в три раза — выше $100 тыс. за тонну.
Как теперь будут рассчитываться цены на никель
Ранее цены компании для российских покупателей были привязаны к котировкам никеля на Лондонской бирже металлов LME (средняя цена за месяц умножалась на курс рубля на дату платежа или дату выставления счета; к этой базовой цене прибавлялась стоимость транспортировки). «Мы всегда воспринимали Россию как часть мирового рынка, поэтому расчет цены у нас был такой же, как за рубежом, только цены в рублях», — пояснил Берлин.
Теперь вместо формульного подхода «Норникель» будет использовать фиксированную цену, которая представляет средние расценки в рублях на металл в феврале для российских потребителей. Эта цена зафиксирована на ближайшие три месяца — с марта по май включительно.
Фиксированную цену и расчет себестоимости компания представила в Минпромторг. По словам Берлина, в ведомстве поддержали эту инициативу. «По никелю наше предложение понравилось Минпрому — достаточно щадяще и льготно для российских потребителей», — сказал он. В пресс-службе Минпромторга подтвердили, что с «Норникелем» была согласована фиксированная цена на никель для внутреннего рынка.
Крупнейший совладелец и президент «Норникеля» Владимир Потанин говорил в интервью РБК 12 марта, что российские металлургические компании обсуждают с Минпромторгом фиксацию цен на продукцию для внутренних потребителей на уровне февраля 2022 года с их возможным повышением с учетом инфляции. Позднее министерство предложило установить максимально допустимые цены на металлы и сырье на российском рынке, отвязав их от курса доллара.
22 марта глава Минпромторга Денис Мантуров заявил журналистам, что ведомство договорилось с металлургами о том, чтобы «отвязаться» от цен на Лондонской бирже металлов и рассчитывать внутренние цены, исходя из рублевой составляющей.
Как производители алюминия и меди будут устанавливать цены
Крупнейший в мире (за пределами Китая) производитель алюминия UC Rusal теперь продает металл на внутреннем рынке тоже по февральским ценам, сообщили в пресс-службе компании. «Рублевые цены для клиентов России сохраняются на стабильном уровне, учитывая сложившиеся внешнеэкономические условия, а также наши обязательства по развитию внутреннего рынка, — сказали там. — Рублевые цены не меняли с февраля».
Ранее UC Rusal реализовывал продукцию российским покупателям по ценам, определяемым в соответствии с условиями предписания ФАС, выданного в 2007 году, пояснил производитель. Согласно документу внутрироссийская цена вычисляется по формуле, в которую также входит цена на алюминий на LME.
«Норникель», который также является одним из крупнейших производителей меди в России, уже получил фиксированную рекомендованную цену от Минпромторга и по этому металлу, рассказал Берлин. Ранее компания формировала и ее с привязкой к LME. Цена на медь, рекомендованная ведомством, оказалась выше февральской, которую предлагал «Норникель», утверждает он.
По мнению Берлина, это может быть связано с необходимостью сохранения определенной нормы прибыли у других российских производителей меди, имеющих более высокие издержки. Кроме «Норникеля» другие крупные производители меди в России — Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) и Русская медная компания (РМК). «В отличие от обычного требования, чтобы мы конкурировали, здесь, как мы понимаем, была цель постараться сделать наши цены максимально близкими друг к другу», — отметил Берлин.