Сверхдорогие истребители F-22 «Рэптор», ни разу не проявивший себя в бою, спишут в утиль

Дата публикации: 14 апреля 2022 года в 11:44.
Категория: Политика.

Фото USAFФото USAF

Долгое время для военных экспертов Запада, утверждение о том, что стелс-​истребитель Lockheed/Boeing F-22 Raptor является самой мощной машиной для завоевания господства в воздухе, было чем-​то вроде религии. На вершине "пищевой цепочки" авиационных "хищников-​убийц" стоял он, а где-​то сбоку скромно толпились остальные его одноклассники, как четвертого, так и пятого поколения.

Каждый экземпляр этого монстра, учитывая все расходы на производство и научно-​исследовательские и опытно-​конструкторские работы, стоил более трёхсот миллионов долларов, а вместе с эксплуатационными издержками тянул и на полмиллиарда. Казалось бы даже ценник этого самолёта должен был внушать остальным конкурентам, мол, расступись голытьба, вот он - самый настоящий "Король неба".

Самолёт вводили в эксплуатацию более десяти лет, истратив на разработку и сопутствующие исследования более 70 млрд долларов, которые, как говорят продвинутые специалисты, были лишь вершиной колоссального денежного "айсберга".

F-22 никогда не планировалось отправлять на экспорт. США ответили отказом даже на просьбы привилегированных союзников, вроде Израиля. Теперь же с огромной долей вероятности все жти машины спишут в утиль течении ближайших пяти лет.

29 марта текущего года ряд инсайдеров Министерства ВВС и Пентагона, без особой огласки сообщили по сути сенсационную новость о том, что красу и гордость USAF с конца следующего года начнут потихоньку отправлять на авиационные кладбища.

"Раптор", что называется, сожрал себя сам, ибо каждый час его полета обходился налогоплательщику примерно в годовую зарплату квалифицированного авиатехника и имел тенденцию к росту.

В начале эксплуатации в ВВС США исходили из расчета около 20000 долларов. Но "хищник" быстро показал свой свирепый финансовый оскал. На сегодня эта сумма увеличилась без малого в три раза, при том что парк самолетов (последний был произведен в 2011 году) стремительно стареет и ещё быстрее теряет боеспособность.

Ещё два года назал Пентагон заявлял, что модернизированные "Рапторы" могут прослужить ещё 40 лет. Но потом видимо разумно рассудили, что ещё 40 лет безудержных трат на его полёты не выдержит даже бездонный военный бюджет США. Фото USAF

Репутация "Раптора", как "истребителя всех истребителей" держалась в основном на данных об учебных боях 2006 "Norden Age", где дюжина F-22, не понеся ни единой потери, учебно уничтожила целую толпу "Боевых соколов" F-16, "Орлов" F-15, и "Супершершней" F-18 общим количеством более 140 единиц.

Правда потом его мощь подвергалась достаточно серьезной критике. На равных с F-22 выступили немцы на Еврофайтерах, французы на Рафалях, и, что наверное особенно обидно, индийцы и малазийцы на Су-30, серии МК, на учениях "Рэд Флаг" и «Соре Taufan 2014». Эти бои освещались гораздо меньше и данные о них были строго засекречены, но кое-​какая информация все равно утекала в прессу.

Ф-15 и Ф-22 ВВС США в компании малайзийских Су-30МКМ на учениях «Соре Taufan 2014». Фото Life&Times

Боевое применение "суперстелсов" вообще уместилось лишь в одном небольшом абзаце крупных авиационных энциклопедий и было бесконечно далёким от его основной специализации. Не принимать же всерьез и в качестве серьезного аргумента бомбардировки засевшей в городах пехоты запрещенной ИГИЛ и афганских талибов в резиновых тапочках. Любой штурмовик, или тот же F-16 сработал бы в этой ситуации не хуже, без всякого риска потерять летающие полмиллиарда долларов.

Теперь F-22 скорее всего разделит судьбу ещё одного "мегапроекта" Пентагона, первого серийного "стелса" F-117 "Ночной ястреб", полностью списанного в 2008 году. Хотя и здесь сравнение явно не в пользу "Хищника". У F-117 в активе две выигранных войны (Иракская и Югославская). В обеих он сыграл весомую роль при уничтожении системы ПВО, хотя и был сбит под Белградом с помощью старинного советского ЗРК С-125.

"Раптор" же никак не помог США в борьбе с запрещенным Талибаном, а каждый его вылет превращался в чистое разорение для бюджета и огромную головную боль для наземной обслуги. Перечисление его многочисленных проблем заняло бы гораздо больше места, чем констатация реальных боевых достижений.

F-15 Eagle серии EX американские источники называют "безусловно лучшим самолётом поколения 4++". Фото Boeing

Замену Раптору USAF видит в возрождении и развитии программы F-15, серии EX. "Орел", конечно же, машина отличная и крайне опасная в бою. Но это не отменяет тот факт, что ей уже более полувека и новые "Eagle" тоже самолёт не из дешевых, благодаря современной начинке. Точнее самый дорогой из всех существующих истребителей поколения 4+ и по цене, и по затратам на эксплуатацию. Так что, почти с уверенностью можно говорить, что самопровозглашенный "Король неба" умер, и кто может стопроцентно заменить F-22 в этом статусе пока явно не просматривается.

Источник

Новости по теме