Почему Ананьевский – плохой глава Минздрава Хакасии

Дата публикации: 19 апреля 2022 года в 09:31.
Категория: Общество.

На прошлой неделе руководитель исполкома Народного фронта в Хакасии Ксения Буганова сделала заявление, в котором отчетливо просматривалось предложение министру здравоохранения республики Олегу Ананьевскому добровольно покинуть пост, уступив его более эффективному и мотивированному управленцу.

Основанием для подобного высказывания представителя влиятельной президентской общественной организации стал нескончаемый поток жалоб жителей на проблемы в администрировании системы здравоохранения в регионе.

Людей выводит из себя невозможность получить жизненно важные лекарства, отсутствие кадров, причем даже в достаточно крупных поселениях. Например, в Подсинем, где живет более 3,5 тыс. человек, уже больше года нет педиатра — ни в поликлинике, ни в школе, ни в детском саду, сообщает «Пульс Хакасии»

Многочисленные жалобы, запросы и требования жителей заканчиваются скупым ответом Минздрава: «Мы пытаемся решить проблему». Кто и как пытается искать специалиста, никто не объясняет. Попытки эти никому не видны. Может, в Минздраве считают, что достаточно разместить объявление о наличии вакансии? В какой-то степени это тоже попытка. Но вялая и формальная, как и все, что делает министерство под управлением Олега Ананьевского.

Каков же все-таки критерий нормального управления? С кем сравнить?

Логично посмотреть, что делают другие регионы, имеющие сопоставимый с Хакасией экономический статус. Давайте возьмем тот же кадровый вопрос.

Например, в Алтайском крае с апреля этого года установлены ежемесячные выплаты фельдшерам, врачам участковой службы и особо востребованным специалистам межрайонных медицинских центров за разъездной характер работы. Общая сумма средств, выделяемых на эти цели из краевого бюджета, составит 1,5 млрд рублей за три года. А финансовую поддержку получат молодые специалисты в течение трех лет работы.

В соседней Кемеровской области создан Единый реестр очередников на получение жилья или улучшения жилищных условий работникам медицинских учреждений, при этом действует целый комплекс региональных законов по поддержке врачей, работающих и приезжающих работать в Кузбасс. Причем отдельные категории медиков получают займы на 20 лет без первоначального взноса и без процентов за пользование денежными средствами.

В Белгородской области в 2022 году врачи получат 181 квартиру. На эти цели из областного бюджета выделено 700 млн рублей. Получить служебное жильё могут специалисты в возрасте до 55 лет с российским гражданством. После 10 лет работы в медучреждениях региона они смогут приватизировать квартиры. Обеспечивать квартирами медработников будут продолжать и в будущем. Региональная программа рассчитана до 2025 года.

В Рязанской области, которая так же страдает от вымывания врачебных кадров, медработникам будут предложены на выбор дополнительные меры поддержки. Это может быть денежная выплата: для врачей — 100 000 рублей, для среднего медперсонала — 50 000 рублей за каждый полный отработанный год в течение 5 лет. В качестве альтернативы можно выбрать возмещение части затрат по ипотечному кредиту для приобретения жилья. На реализацию данных мер социальной поддержки на период с 2022 по 2029 годы направят 370 миллионов рублей.

Власти Астраханской области разработали и утвердили региональную программу поддержки медработников, занятых лечением пациентов с коронавирусом, в рамках которой регион планирует оплачивать проценты по ипотеке врачам на новые квартиры, одновременно выкупая у них старое жилье и используя его для социальных программ региона.

Это лишь несколько примеров, показывающих, что власти регионов стараются что-то придумывать и реализовывать, чтобы удерживать и привлекать врачей и не оставить жителей без качественной медицинской помощи. Почему же руководство Хакасии не пытается обеспечить жильем хотя бы одного педиатра в Подсинем, и почему Олег Ананьевский не пытается достучаться в этом вопросе до республиканского руководства – вопрос риторический.

Олег Ананьевский демонстрирует себя, как человека крайне пассивного в принятии каких-либо мер и решений. А зачем? Ведь подчиненные докладывают ему, что в здравоохранении Хакасии всё хорошо.

Вот несколько характерных примеров.

В декабре 2021 года Бюро расследований центрального исполкома ОНФ проводило ВКС с участием Минфина России и представителей регионов. Обсуждались проблемы госзакупок лекарств, медоборудования и т.д. В ходе общения Минфин России согласился на одной из следующих ВКС разобрать проблемы Хакасии с госзакупками, в том числе и федерального уровня. Когда о подобном совещании с федералами местные общественники сообщили Министру Ананьевскому и попросили обозначить список проблем, чтобы потом вместе с ним на ВКС обсудить с Минфином России, Ананьевский сказал, что не видит в этом смысла.

Еще раз: федеральные власти предложили помощь, министр здравоохранения Хакасии посчитал эту помощь ненужной.

С ноября 2021 года Минздраву Хакасии настойчиво предлагали, чтобы доставку лекарств амбулаторным больным ковидом взяли на себя волонтеры ОНФ. Эта схема была внедрена еще во время знаменитого приезда бывшего сибирского Полпреда Сергея Меняйло и отработана на практике. Предложение озвучивалось раз пять во время заседаний оперативных штабов  в правительстве республики. И каждый раз Олег Ананьевский говорил, что помощь волонтеров не нужна. При этом в соцсетях шел  поток жалоб на то, что людям просто не привозили лекарства.

Еще Минздраву Хакасии предлагали привлечь частные медучреждений для тестирования ковидных больных по полисам ОМС. Частные клиники готовы были включиться в этот процесс и просили решить лишь один вопрос. Поскольку в Хакасии нет лабораторий, медучреждения отправляют образцы в другие регионы. Это увеличивает себестоимость ПЦР на 200-300 рублей по отношению к оплате по системе ОМС. Компенсация этой разницы могла бы осуществляться из бюджета либо с привлечением крупных компаний. 

В январе 2022 года одна из работающих в Хакасии промышленных корпораций выразила предварительную готовность посодействовать сокращению очередей и нагрузки на медучреждения и проспонсировать покрытие разницы в стоимости тестирования. Промышленникам нужно было лишь получить соответствующее официальное обращение от Минздрава Хакасии. Но, ожидаемо, ведомство Олега Ананьевского проигнорировало такую возможность.

Ну и, наверное, самое главное. Кадры. Находясь на соседних берегах с более благополучным и активным Красноярским краем, Минздраву Хакасии просто необходимо действовать на опережение, активно, с выдумкой.

Уже известно, что в ближайшее время республика потеряет часть высококвалифицированных специалистов из сердечно-сосудистого центра. Они намерены перевестись в расположенный в 25 км от Абакана Минусинск, где в скором времени откроется аналогичный центр.

Удержать и даже привлечь кадры можно. Если только очень этого хотеть. Но желания такого Минздрав Хакасии не проявляет.

Что нужно, чтобы ситуация начала меняться? В первую очередь — воля руководителя и способность принимать эффективные управленческие решения. Если ни того, ни другого нет, то стоит прислушаться к мнению общественников и проявить ответственность хотя бы в том, чтобы освободить кресло для более способного министра.

Константин Обеленский

Новости по теме