Из-за провала властей Хакасии региону грозит скорая экономическая и социальная катастрофа

Дата публикации: 18 июля 2022 года в 08:39.
Категория: Экономика.

АО «РЖД» прислало в Правительство Хакасии документ, из которого следует, что вывоз угля из республики на экспорт в восточном направлении на период июль-декабрь 2022 года составит в общей сложности лишь 1,6 млн тонн. Это настоящая катастрофа не только для угольной отрасли, но и для всей республики.

В документе, подписанном и.о. Первого заместителя начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» С.Ф. Галкиным говорится:

«Объемы вывоза угольной продукции из Республики Хакасия прогнозируются в следующих размерах: на 3 квартал 2022 года на уровне 1 034 тыс. тонн, в том числе: июль – 543 тыс. тонн, август – 247 тыс. тонн, сентябрь – 243 тыс. тонн; на 4 квартал 2022 года – 598 тыс. тонн, в том числе: октябрь – 221 тыс.тонн, ноябрь– 203 тыс. тонн, декабрь – 174 тыс. тонн».

Это означает, что даже очень низкая квота вывоза первого полугодия для Хакасии, сократится почти в три раза. Отправить на экспорт за шесть месяцев можно будет всего 1,6 млн тонн угля на все девять угольных разрезов региона.

Для понимания: суммарная мощность угольных предприятий Хакасии составляет около 30 млн тонн в год или 2,5 тонн в месяц. То есть за полгода нормальной работе наши разрезы могут добыть 15 млн тонн. Но им поставлен лимит на вывоз почти в 10 раз меньше.

Кто-то скажет, что не только же на экспорт идет хакасский уголь. Да, это так. Его также покупают отечественные предприятия энергетики и ЖКХ. Нюанс в том, что в России уже завершается подготовка в отопительному сезону. Угольные электростанции и коммунальные котельные формирование запасов топлива уже закончили — все, что им было надо — уже отгружено. 

А при экспортной вывозной квоте в 10% от производственной мощности неизбежно придется останавливать добычу. С большой вероятностью — разрезы отправят персонал в отпуска с частичной оплатой — и это еще оптимистический вариант, в пессимистическом возможны и массовые увольнения. 

Для справки — в угольной отрасли Хакасии работают около 5 тыс человек. Причем они входят в категорию самых высокооплачиваемых работников региона. А вместе с членами их семей остановка производства прямо отразится на 15-20 тысячах жителей. На самом деле — еще больше. Хорошо зарабатывающие горняки, тратя свои деньги, обеспечивают доход многим тысячам людей в сферах торговли, услуг, строительства и т.д.

И разумеется, налоговые отчисления приостановивших работу предприятий будут стремиться к нулю. 

Правительство Коновалова в этом году хвасталось, что получило в бюджет рекордные поступления от налога на прибыль — более 10 млрд рублей. Зря хвасталось. Во-первых, заслуги хакасских чиновников тут нет. Просто в прошлом году резко выросли мировые цены на уголь, а соответственно — прибыль наших компаний от его продаж на экспорт. 

А во-вторых, во втором полугодии нынешнего года не будет ни экспорта, ни прибыли, ни налогов. 

Напомним, в начале этого года губернатор Коновалов и его министры с помпой заявляли, что добились у федеральных властей увеличения до 9 млн тонн квот на вывоз угля из Хакасии по железной дороге. 

Придворные СМИ Серого дома гремели торжественными заголовками: 

«На 2022 год Хакасии увеличена квота на вывоз угля в восточном направлении»

«Владимир Путин увеличил квоту на вывоз угля из Хакасии»

«По распоряжению Владимира Путина Хакасии увеличены объемы вывоза угля на экспорт в восточном направлении». 

А пресс-служба правительства республики сообщала:

«Глава Хакасии, министерство экономического развития проделали колоссальную работу с федеральным центром, и сегодня мы видим ее результат. При сохранении в 2022 году высокой цены на уголь, даже без учета увеличения объемов добычи угля, мы ожидаем существенного роста доходов республиканского бюджета».

«В течение всего прошлого года правительство республики неоднократно обозначало на федеральном уровне проблему дискриминационного подхода к вывозу угля из Хакасии на восток по железной дороге, добивалось создания равнозначных условий для всех регионов страны».

В общем:«Мы строили, строили и наконец — построили! Ура!»

А потом все стихло. Намертво. И до сих пор полное безмолвие. 

Путин действительно распорядился обеспечить общее увеличения вывоза угля в восточном направлении. Но на восток уголь хочет вези не только Хакасия – а еще и Кузбасс, Тува и другие регионы. Поэтому Президент поручил федеральному кабмину проработать вопрос квот на вывоз с угледобывающими регионами. 

Вот про этот важнейший этап - согласования вопросов на уровне Правительства России – власти Хакасии забыли. Или забили. 

К примеру, губернатор Кузбасса Сергей Цивилев не вылезал из московских кабинетов, согласовывая вывоз каждой лишней тонны для своих предприятий. Эффективно поработали в столице и представители Тувы. 

В итоге, на состоявшемся 20 июня финальном совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова был согласован итоговый документ, по которому Кузбасс и Тува получили увеличение вывоза на восток, а Хакасия — наоборот потеряла. 

Судя по всему, в правительстве России решили — раз представители Хакасии ничем не подтверждают свою нужду в увеличении вывоза — значит им это и не надо. 

Недостаточно активная, мягко говоря, работа правительства Хакасии поставила угольную отрасль и весь регион на грань социально-экономического бедствия. 

Особо шокирует, что власти Хакасии еще и попытались как-то скрыть свой эпический провал. Документ из РЖД пришел в Хакасию еще 7 июля. Но в Сером доме об этом молчали, как партизаны. На что надеялись — что само рассосется? 

Лишь неделю спустя, в пятницу вечером, 15 июля и.о. министра экономического развития Хакасии Роман Ковтун решился поставить в известность о происшедшем представителей угольной отрасли. Те естественно, пришли в ужас и попытались связаться с губернатором Коноваловым, чтобы спросить его о том, как такое могло случиться и что он теперь намерен делать? 

Но оказалось, что Коновалова в Хакасии нет — он в отпуске за пределами региона!

Только в воскресенье, 17 июля Коновалов связался по телефону с угольщиками. Промышленники попросили его попытаться изменить ситуацию.  

Как рассказал «АИС» заместитель директора «Разреза Аршановский» Игорь Пономаренко:

- Мы попросили губернатора попытаться изменить ситуацию, немедленно заняться этим процессом. Мы сказали: у вас есть возможность зайти в правительство России, предоставить документы. Мы же готовы, вместе с вами ехать куда нужно, готовить нужные бумаги. Но только делайте что-нибудь!

По словам Игоря Пономаренко, губернатор в ответ сначала пообещал «связаться с Андреем Рэмовичем [первым вице-премьером Белоусовым - «АИС»], но потом стал говорить, что «скорее всего надо заниматься этим вопросом только в РЖД».

Тогда его попросили — ну, так действуйте, а мы, что от нас требуется, все сделаем.

В итоге Коновалов пообещал: «Я в понедельник продумаю, как и что сделать и начнем действовать»

Игорь Пономаренко добавил: «Печально, что глава региона только в понедельник, 18-го начнет эти заниматься. А до этого у него просто были опущены руки. С седьмого июля он никак не реагировал».

Новости по теме