У Босфора застряла казахская нефть. А российские танкеры идут беспрепятственно

Дата публикации: 7 декабря 2022 года в 17:53.
Категория: Экономика.

Застрявшие у пролива Босфор в Турции танкеры оказались с казахской нефтью. Западные страховщики не хотят идти на уступки Турции, которая требует из-за введения лимита цены на российскую нефть предоставлять письма-​гарантии на любые танкеры, что они покроют все возможные случаи в водах Турции, даже если нарушаются антироссийские санкции.

По данным навигационного портала Vesselfinder, у пролива Босфор в Черном море и на якорной стоянке в Мраморном море продолжают стоять 13 танкеров. Лишь один имеет российский груз — нефтепродукты. 10 судов перевозят сырую нефть из Казахстана в Европу и загружались с 28 ноября по 2 декабря на терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Он доставляет сырье из Казахстана. В прошлом году на нефть из Каспийского региона пришлось 87% мощности КТК. 

Судя по данным Vesselfinder, танкеры простаивают от четырех до шести дней. На их борту может находиться до 5,5 млн баррелей казахской нефти, что соответствует 5% ежесуточного потребления черного золота в мире, сообщает Eadaily.  

Задержка происходит в то время, как суда с российской нефтью свободно проходят пролив Босфор. Например, сегодня его преодолели танкеры Strea, Fancy Lady и Lila Fujairah. Они загрузились в Туапсе и Новороссийске и следуют в Грецию и страны Азии.

Очевидно, задержка связана с введением «Большой семеркой» лимита цены на российскую нефть с 5 декабря. Ограничения запрещают европейским компаниям оказывать любые транспортные услуги по перевозке сырья из России, включая страхование, если не соблюден потолок цены. Поэтому с 1 декабря турецкие власти требуют дополнительное письмо-​гарантию от страховщика на танкер с любой нефтью или нефтепродуктами о том, что он покроет все возможные убытки, если они случатся в водах Турции. 

Для российских поставщиков и судовладельцев это не стало большой проблемой, так как многие из них перешли на страхование в «Ингосстрахе» и перестрахование в Российской национальной перестраховочной компании (РНПК) и те предоставили письма-​гарантии турецким властям. 

Чего не скажешь о западных страховщиках. 95% страхования морских перевозок обеспечивает Международная группа клубов взаимного страхования (P&I Club). И она отказалась выполнять требование турецких властей, почему танкеры и встали.

«Требования турецкого правительства выходят далеко за рамки общей информации, обычно содержащейся в письме-​подтверждении. Они требуют, чтобы P&I Club подтвердил, что покрытие ущерба не будет предвзятым ни при каких обстоятельствах, в том числе в случае нарушения санкций со стороны застрахованного лица, будь то сознательно и преднамеренно или неосознанно и непреднамеренно», — говорится в заявлении P&I Club, которое опубликовали 5 декабря. В группе пояснили, что выдача подтверждающего письма приведет к тому, что P&I Club нарушит санкции и законодательство ЕС, Великобритании и США.

«Поэтому клубы не могут выполнить требование турецких властей и предоставить письма-​подтверждения», — сообщили в P&I Club. Там добавили, что переговоры с турецкой стороной продолжаются. 

Специфика ситуации состоит в том, что под удар попал не только Казахстан. Большая часть добытой в стране нефти принадлежит мировым энергогигантам, которые и выступают заказчиками перевозок. Так, в тенгизском проекте 75% принадлежит американским Chevron и ExxonMobil. На «Карачаганаке» 76,5% распределены между итальянской Eni, нидерландско-​британской Shell и американской ExxonMobil. А в «Кашагане», в свою очередь, американским, европейским и японским компаниям принадлежит уже более 90%.

Новости по теме