Фермеры и крестьяне Хакасии вынуждены массово вывозить мясо в Красноярский край
Дата публикации: 17 марта 2023 года в 09:41.
Категория: Экономика.
Фото Управления Россельхознадзора по Хакасии, Туве и Кузбассу
В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?
В Хакасии с начала 2023 года запретили продажу мяса, забитого на частных подворьях скота. Минсельхоз республики издал приказ, по которому с 1 января 2023 года запрещается продавать мясо забитого на частных подворьях скота. А с 1 марта этот запрет распространился и на мясо птицы и кроликов.
В своем приказе хакасское ведомство ссылается на решение Минсельхоза России от 28.04.2022 № 269, согласно которому с 1 сентября 2022 года убой продуктивных животных и птицы может проводиться только в специально отведённых для этих целей местах. Теперь это – обязательное условие для реализации мяса и продуктов убоя.
Действие Ветеринарных правил не распространяется лишь на мясо и продукты убоя, полученные гражданами в домашних условиях в личных подсобных хозяйствах, для личного потребления и не предназначенные для выпуска в обращение на территории Российской Федерации. То есть забитую на подворьях скотину и птицу можно есть самими, но уже нельзя никому продавать.
Отметим, что эта норма на федеральном уровне готовилась давно. О ней все регионы были предупреждены загодя — еще несколько лет назад. За этот срок в субъектах должны были создать сеть лицензированных забойных пунктов. Во многих регионах власти их и создали. Но не в Хакасии. Здесь правительство этим не занималось вообще, или занималось недостаточно. Что не удивительно при губернаторе Валентине Коновалове, который свои компетенции в сельском хозяйстве увековечил термином «короводство».
В общем, власти Хакасии просто умыли руки, завили оставив крестьян и фермеров самим разбираться с проблемой забоя и реализации мяса.
ЕСЛИ РУКАМИ НЕ РАЗВОДИТЬ, А РАБОТАТЬ, ТО ЛЮБАЯ ПРОБЛЕМА РЕШАЕТСЯ
А вот руководство Красноярского края своих сельчан в беде не бросило и активно взялось за решение «забойной проблемы». И оказалось, что федеральный закон — вовсе не бетонная стенка, а правительство России отнюдь не желает загнобить фермеров и готово выслушивать разумные доводы и идти на компромиссы в пользу людей.
Для начала чиновники краевого правительства и депутаты регионального Заксобрании внимательно перечитали федеральное законодательство. И выявили важный момент, о котором рассказал депутат Заксобрания Красноярского края Владислав Зырянов:
«Дело в том, что помимо различных документов, которыми руководствуются в своей работе сотрудники ветеринарного надзора, есть ещё и федеральный закон «О личных подсобных хозяйствах», в котором все эти вопросы давно уже урегулированы.
Он не допускает произвольных толкований – люди могут вести подворовой забой и имеют полное право продавать излишки мяса на рынке. Требования технических регламентов не распространяются на ту продукцию, которая произведена непромышленным способом. Те же правила действуют и для потребительских кооперативов и крестьянских фермерских хозяйств, которые торгуют мясом не в промышленных объемах», - отметил депутат.
«Героическими усилиями вместе с Минсельхозом смогли защитить крестьян, которым чуть не запретили подворовой забой скота» - резюмирует Владислав Зырянов.
О подробностях «героических усилий» рассказали в Минсельхозе Красноярского края:
— Специфика Красноярского края такова, что мы занимаем более 13% суши РФ, у нас очень обширная география, у нас логистика в связи с удаленностью населенных пунктов очень сложная, поэтому создавать для населения условия изначально невыполнимые никто не будет, — объяснил изданию NGS24.ru Первый заместитель министра сельского хозяйства Красноярского края Александр Походин.
Он уточнил, что если весь скот в крае будут резать только на бойнях, то там произойдет серьезный перегруз. Сейчас на территории края 35 боен. Из них 4 — это крупные мясокомбинаты, остальные 31 — малые и средние. Этого не достаточно, чтобы переработать весь скот, который забивают в селах.
— Мы разобрались, и в итоге всё остается как было прежде. Человек, ведущий личное подсобное хозяйство, зовет к себе ветеринара, тот проводит осмотр, животное забивают дома, потом отправляют мясо на экспертизу. Если продукция не представляет угрозу для людей, его выпускают на дальнейшую реализацию со всеми ветеринарно-сопроводительными документами, — заверили в Минсельхозе края.
Информацию о продукции вносят в систему «Меркурий», предварительно у человека уточнят, где он хочет сбыть мясо, например, на Центральном рынке Красноярска. В системе делается соответствующая отметка, человек приезжает на рынок, его приезд тоже отмечается. Потом мясо исследуют уже на рынке, и хозяин его спокойно продает. Факт продажи, опять же, отмечают в «Меркурии».
Александр Походин подчеркнул, что для решения проблемы с забоем даже не пришлось создавать никаких новых указов или постановлений.
— Нормативные документы не менялись. Семь лет Россия жила, выполняя эти акты, и никаких других документов, которые могли бы воспрепятствовать этому порядку, нет. Поэтому мы живем и работаем так, как жили все эти семь лет, — утверждает Походин.
https://ngs24.ru/text/food/2021/12/02/70289531/
МИНСЕЛЬХОЗ РОССИИ УСЛЫШАЛ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КРАСНОЯРСКИХ АГРАРИЕВ И ПОШЕЛ ИМ НАВСТРЕЧУ
Депутат Заксобрания Края Владислав Зырянов также рассказал, как некоторые важные нюансы забоя и скота и сбыта мяса с частных подворий согласовывали с федеральным Минсельхозом:
- Удалось защитить интересы наших крестьян, которые продают на рынке излишки произведенного в личных подсобных хозяйствах мяса. Удалось оперативно разрулить ситуацию, однако проблема осталась: в федеральных документах и инструкциях дамокловым мечом висели нормы, которые в любой момент могли вновь опустить перед нашими сельчанами этот шлагбаум. Суть проблемы в том, что забой скота мог осуществляться только в специальных убойных цехах.
Я поднял эту проблему на парламентских слушаниях в Госдуме. В частности, привел в пример свой избирательный округ. Мы построили убойные пункты практически в каждом районе.
Но как зимой в сорокаградусный мороз привезти из деревни за 100-150 км свинью в этот пункт и не заморозить её!? А в каждой деревне построить убойный пункт невозможно по определению.
По моей инициативе аграрный комитет Заксобрания направил в Минсельхоз России и Федеральное Собрание свои предложения по изменению регламента забоя скота для личных подсобных хозяйств, которые позволили бы крестьянам Красноярья беспрепятственно реализовывать излишки мясной продукции.
И нас в правительстве страны услышали! Новые правила, которые недавно опубликовал Минсельхоз, предусматривают требования к специально отведённым местам для убоя животных, помимо промышленных убойных цехов.
При этом подчеркну, что меры контроля за качеством мясной продукции не отменяются. Убой животных должен производиться с соблюдением необходимых технологических приемов и процессов.
РЕЗЮМЕ
Власти Красноярского края сделали все, чтобы оперативно решить проблему забоя скота и сбыта мяса для своих крестьян.
А вот руководство Хакасии шевелиться не захотело. Поэтому фермеры и владельцы подворий республики теперь просто везут мясо на продажу в Красноярский край, где для этого включен зеленый свет.
Но при этом потребители Хакассии лишаются прямых и коротких поставок мяса от своих аграриев. На прилавки республики, оно, вероятно, попадать будет, но уже в виде переработанной в соседнем регионе продукции - то есть значительно дороже. А добавленная стоимость от этол продукции тоже останется у соседей.
И все потому, что власти Хакасии предпочитают разводить руками, а не работать.