Заключительный фильм проекта «Неизвестные герои» посвятили педагогу из Бурятии, обучающей детей в Донецке

Дата публикации: 22 марта 2023 года в 17:10.
Категория: Культура и спорт.

Оксана Бухольцева — приехавший в ДНР учитель-доброволец. Фото предоставлено героиней материалаОксана Бухольцева — приехавший в ДНР учитель-доброволец. Фото предоставлено героиней материала

Артиллерийские обстрелы, перебои со светом и отоплением, нехватка воды — все это суровые реалии Донецка. Но жизнь здесь не останавливается. Открыты магазины, аптеки и даже салоны красоты, по улицам ходят автобусы и трамваи, в поликлиниках продолжают прием врачи. И, конечно, работают школы, которые уже перешли на российские образовательные стандарты.

На место ушедших на фронт педагогов в Донецк приезжают учителя-добровольцы из разных регионов России. Одна из них — учительница физики из Бурятии Оксана Бухольцева, ставшая героиней ролика спецпроекта «Неизвестные герои», пишет Lenta.ru.

«Приехала в Донецк в 6:45. Пошла домой с автовокзала. Хлопает то там, то тут. Еще и ветер. Пою: "Холодно, холодно, но ничо…"» - Так  Оксана Бухольцева описывает на личной странице в «ВКонтакте» возвращение к работе после зимних каникул.

Если бы кто-нибудь пару лет назад сказал Оксане, что она окажется в зоне боевых действий, она ни за что бы не поверила. Но вот уже полгода, как учитель по собственной инициативе работает в Донецке.

За последние месяцы в отряды народной милиции ДНР ушли десятки тысяч местных жителей. Среди них — преподаватели школ и лицеев, в большинстве своем учителя математики, информатики, физики, физкультуры, так как эти предметы обычно ведут мужчины. Одного такого учителя, Андрея Валентиновича, сейчас как раз заменяет Оксана Васильевна.

Она — одна из сотен приехавших сюда учителей-добровольцев.

«В детстве я была хулиганкой»

Оксана Васильевна Бухольцева (в девичестве Коношонкина) родилась в 1970 году в селе Турунтаево под Улан-Удэ. Отец был кузнецом, мать — бухгалтером. В семье росли четверо детей и Оксана была старшей.

«В детстве я была хулиганкой, — смеется она. — Например, я плавила свинец, могла разбить горящую лампочку, чтобы посмотреть, как по ней бежит ток. Шутила над мальчишками: налью в трехлитровую банку воды, переверну ее вверх дном на стол, и она стоит — вода не выливается из-за давления. А мальчишки этого не знают, хватают банку и — все мокрые!» 

За эти шалости и за то, что все хотела делать по-своему, мама звала Оксану «поперечной» и нередко наказывала, «проходясь по ней тапком».

Семья Коношонкиных часто переезжала и за время учебы Оксана сменила несколько школ. В младших классах была двоечницей, но школу окончила с серебряной медалью.

- В селе Кырене мне повезло встретить Аллу Васильевну Толмачеву, учителя начальных классов. Она разглядела во мне не лентяйку, а педагогически запущенного ребенка. Позанималась со мной два месяца, и с тех пор я училась только на хорошо и отлично. Да еще и других заставляла. Хотя порой с мальчишками мне приходилось из-за этого драться, - рассказывает Оксана.

Во многом благодаря Алле Васильевне Оксана и выбрала профессию учителя. В 1993 году она окончила Бурятский государственный педагогический университет. Ее специальностью стала любимая с детства физика.

В том же 1993 году в жизни Оксаны произошло еще одно важное событие. Вместе с мужем Сергеем Николаевичем, тоже учителем физики, и сыном Сашей она приехала по распределению в Северобайкальск. Молодые специалисты получили комнату в общежитии и начали преподавать в школе №11.

«Я была очень строгим учителем, — вспоминает с улыбкой первые годы работы Оксана Васильевна. — Считала, что мой предмет — главный, давала много заданий, заставляла сдавать зачеты, очень строго оценивала. До сих пор вспоминаю одного ученика. Талантливый парень, гитарист. Но на моих занятиях он молчал, не мог ответить ни на один вопрос. Я ему: раз молчишь, буду ставить двойки! А он взял и отправил мне стихотворение Ахматовой, красиво оформленное, с рисунком. И я поняла: знания физики здесь ни при чем, парень просто влюбился в молодую преподавательницу и поэтому ужасно стеснялся».

На сегодня уже 30 лет проработала в сфере образования Оксана Бухольцева. За эти годы у нее было немало ярких учеников.
 

Среди них, например, выпускник 1995 года Сергей Козлов. Вдохновленный уроками Оксаны Васильевны, он окончил Восточно-Сибирский государственный университет по специальности «Электроснабжение», был министром по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия, а сейчас возглавляет бурятский филиал «Россети Сибирь».

Другой ее выпускник, Андрей Анатольевич Леус, руководит заводом железобетонных шпал в Хабаровске. «В школе Андрей учился очень плохо, никакой мотивации, — вспоминает Оксана Бухольцева. — Я предложила ему сделать проект, который доказал бы, что КПД артиллерийского взрыва может достигать 400 процентов, в обход всех законов сохранения энергии. Этот проект он защищал восемь раз, даже в Москве, перед автором учебника физики. И все расчеты сходились! При этом он сам удивлялся: «Оксана Васильевна, я же не дурак, знаю, что КПД не может превышать 100 процентов!». Конечно, я потом показала Андрею, где мы немного слукавили, не учли поток электронных газов и прочие составляющие. Но я научила его защищаться. Школу он окончил без троек, поступил в вуз и всю жизнь занимает высокие посты. Честный, опытный и очень грамотный специалист».

«Сразу решили: поедем»

Впрочем, одной только педагогикой деятельность Оксаны Бухольцевой не ограничилась. В 2013 году она приняла участие в выборах в Народный Хурал Республики Бурятия, став депутатом пятого, а затем и шестого созыва. Как законодатель она тоже добилась многого. Так, при ее участии три года назад в республике были сохранены квоты на вылов омуля для коренных малочисленных народов Севера, в частности, для эвенков. А сейчас парламентарий борется за надбавки военным в северных районах республики.

Последние три года для семьи Бухольцевых были непростыми. Осенью 2019 года Оксану Васильевну уволили с поста директора школы — по ее словам, она открыто выступала против того, чтобы преподаватели агитировали родителей учеников участвовать в выборах. Потерял работу и ее муж Сергей Николаевич, руководивший лицеем №3. А чуть больше года назад во время пандемии коронавируса умер их сын Саша, не дожив до тридцатилетия.

- Когда в феврале 2022 года началась спецоперация на Украине и стало известно, что в ДНР требуются учителя, мы с мужем сразу решили: поедем! - говорит Оксана Бухольцева.

И поясняет: с одной стороны, хотелось оказаться там, где у всех жизнь поделена на до и после и у каждого своя потеря, забыть свое горе в работе; с другой — они с супругом пенсионеры, маленьких детей у них нет, да и учителя неплохие, оба с высшей категорией, почетные работники общего образования РФ. Их опыт и знания в Донецкой республике могут очень пригодиться.

Но на деле вышло немного иначе. В середине прошлого лета Сергею Николаевичу предложили возглавить в Северобайкальске лицей №6. И Оксана Васильевна отправилась в зону СВО одна. Нашла вакансию преподавателя в лицее в Донецке и через министерство образования ДНР оформилась на ставку.

«Дверь балконную красиво сняло с петель»

Сейчас Оксана Васильевна преподает физику в десяти классах, с седьмого по одиннадцатый. Нагрузка 36 часов в неделю, по четыре пары каждый день с 8.00 до 16.00. В Донецке, как и во многих других городах республики, школьные занятия с начала спецоперации проходят дистанционно. Уроки идут сразу в двух мессенджерах — Discord и «ВКонтакте». Туда же дети отправляют выполненные домашние задания.

«Я работаю в лицее. Ребята мотивированные, отборные. Ох, какие мы задачи вчера нарешали — азарт, поиск нового решения, доказательства… Сказали друг другу спасибо за такой кайф!» — хвалит своих учеников Оксана Васильевна.

Но есть и трудности. Физика — практический предмет, чтобы понять ее, все надо проверить на опыте. А у донецких школьников ни лабораторного оборудования, ни возможности дистанционно провести эксперимент нет. Приходится проявлять изобретательность. Недавно, например, ученики Бухольцевой определяли уровень влажности в квартирах: термометры были не у всех, поэтому некоторые ребята делали это народным способом, с помощью стакана с холодной водой. В другой раз изучали законы диффузии — на примере скорости заваривания чая в зависимости от температуры воды.

Каково это — быть школьным учителем в 10-15 километрах от передовой? Приехав в Донецк, Оксана Васильевна первое время вела уроки напротив окна, чтобы ученикам ее было лучше видно. Теперь же выходит на связь из самого дальнего угла комнаты, с дивана, а рядом с ней всегда лежит рюкзак с документами — на случай, если придется срочно бежать в укрытие

Недавно она написала на своей странице в «ВКонтакте»: «Уроки. Заседание бюджетного комитета Народного Хурала. Все под обстрелы. Но где-то там. И тут такой удар, что до сих пор в ушах звенит. Немного щемит сердечко. От волны, скорее всего. Дверь балконную красиво сняло с петель. Шторы в зале тоже сняло. Звонит завуч: "Живы? Дома? Как у вас? Не выходите, пожалуйста!"».

Дожить до ЕГЭ

А еще в Донецке перед Оксаной Васильевной стоит неожиданная для мирного педагога задача: как можно больше загрузить заданиями учеников. Дело в том, что весь город буквально усыпан минами ПФМ-1, которые здесь называют «лепестками». А дети есть дети, если есть свободная минута — они отправляются гулять и... подрываются на минах. Вот учителя и стремятся удержать их всеми силами дома.

Отличаются ли дети Донбасса от российских сверстников? Оксана считает, что они взрослей и мотивированней.

Вместе с тем педагог отмечает, что многие донецкие ребята не стремятся получить высшее образование. Они хотят просто иметь школьный аттестат и начать работать и зарабатывать, особенно те, кто выбрал своей профессией IT. А один десятиклассник, с которым Оксана Васильевна заговорила о выборе вуза и подготовке к ЕГЭ, хлестко заметил: «Надо бы дожить сначала»…

«Научилась различать, когда "вход", когда "выход", а когда срабатывает ПВО»

Поскольку в Донецк Оксана Васильевна поехала работать самостоятельно, а не в рамках командировки или гуманитарной миссии, свой быт в городе она организует и оплачивает сама. Зарплата учителя составляет 37 с небольшим тысяч рублей в месяц. На эти деньги она снимает квартиру прямо напротив школы за 7500 рублей в месяц, платит коммуналку 750 рублей в месяц, оплачивает связь и интернет — около 1000 рублей в месяц. Магазины выбирает большие, сетевые, типа «Авоськи» или «Молока». В них можно купить молоко по 60 рублей, яйца по 60 рублей за десяток, недорогое мясо курицы или свинину. Обязательный расход — питьевая вода. В Донецке ее продают бутылями — 5 литров за 95 рублей.

Повседневная жизнь в прифронтовом городе имеет свои особенности. «Город красивый, чистый, осенью был весь в розах, — делится впечатлениями от столицы ДНР Оксана Бухольцева. — Но на улицах пусто и все время гром. Я сначала не понимала отчего. Небо ведь чистое. Объясняла статическим электричеством. Сейчас-то я уже знаю, что это работа артиллерии. Даже научилась различать, когда «вход», когда «выход», а когда срабатывает ПВО».

Непривычно было и другое — очереди за водой. Бабушки, дедушки с сумками на колесиках набирают бутыли. Оксана Васильевна даже подумала, что, может быть, это святая вода — в Бурятии много аршанов с термальными источниками. Но все оказалось прозаичней. Техническую воду в Донецке дают раз в три дня на пару часов, и жители города спешат набрать канистры, чтоб можно было умыться, приготовить еду, постирать, смыть канализацию.

А еще в Донецке много бездомных животных. Жители первых этажей подкармливают их, наливают молоко, насыпают корм, иногда сполоснув драгоценной водой миски. Глядя на такое отношение к дворовым собакам и кошкам, Бухольцева и сама стала выносить остатки еды щенкам.

«В Донецке люди отзывчивые, — замечает педагог. — И по телефону дадут позвонить, и посоветуют, что делать».

Занятия со школьниками и бытовые заботы — не единственное, что составляет жизнь Оксаны Васильевны в ДНР. Еще в первые недели она обнаружила, что под Донецком служат ее земляки — ребята из Бурятии, и стала их поддерживать. Она помогает родным военнослужащих переводить им деньги на мобильную связь, организует сбор средств на самые необходимые вещи.

По наблюдению Оксаны Васильевны, бойцам нужны не столько носки и термобелье, которое они и сами могут купить, а, например, сварочный аппарат для ремонта автомобилей, большие газовые плиты с баллонами, бензопилы, тепловые пушки, рации… Кроме того, она навещает в больнице раненых солдат: то бульончику им принесет, то послеоперационный бандаж купит, то проверит и разъяснит, какие им положены денежные выплаты.

«А потом в этот дом прилетела бомба»

Конечно, родные и друзья за Бухольцеву переживают. Пишут: «Возвращайся, никто тебя не осудит, ты уже получила своего героя». Оксана Васильевна тоже не забывает родных. Ей трижды за осень удалось вырваться на несколько дней в Северобайкальск. Дома она много времени проводит с внуком Ромой, которому пять: рисует с ним, собирает лего, ставит веселые опыты, катается на коньках на покрытом льдом Байкале и готовит домашним на завтрак вкуснейшую пиццу.

Как долго Оксана Бухольцева планирует работать в ДНР? Пока не вернется преподаватель физики, уверена она. «Студентов вузов уже вернули на учебу. А сейчас Министерство образования отрабатывает вопрос по демобилизации учителей. Значит, и Андрей Валентинович скоро вернется в родную школу»

Планов на будущее у Оксаны Васильевны много. Сейчас она руководит научным проектом лицеистки Насти Антоновой. Девочка решила принять участие в конкурсе образовательного центра поддержки одаренных детей «Сириус», и если она победит, то на полтора месяца отправится на естественно-научную сессию для десятиклассников в Сочи.

Также в этом году Бухольцевой предстоят выборы в Народный Хурал Республики Бурятия. Одна из ее целей как депутата — установить в республике памятную дату День бамовца.

«Строительство БАМа началось 8 июля 1974 года, скоро будет 50-летний юбилей. БАМ строили жители и России, и Туркменистана, и Белоруссии, и Литвы, и других союзных республик. И трудились там не только строители, но и повара, медики, работники детских садов. День бамовца может стать праздником, объединяющим всех жителей нынешнего СНГ» - напоминает Оксана Бухольцева.

Думают супруги Бухольцевы и о собственном образовательном центре. А вот свой дом они решили не строить. Заслуженные педагоги до сих пор живут в том же общежитии, что и тридцать лет назад, — в двух комнатках с кухней, отгороженной за счет коридора.

«У нас как у физиков был азарт — построить дом, полностью функционирующий за счет альтернативных источников энергии. А потом подумали: зачем? У нас в общежитии соседи, друзья, мы столько лет дружно прожили, вырастили детей», — смеется Оксана.

«Однажды в автобусе по дороге в Краснодар я разговорилась с женщиной, — рассказывает преподаватель. — Она бывшая актриса из Донецка. Они с мужем всю жизнь строили большой дом, вкладывали в него силы, время, каждую копеечку. А потом в этот дом прилетела бомба. И знаете, эта женщина теперь чувствует себя самым счастливым человеком на свете. В Краснодаре она снимает квартиру и просто радуется, что жива, что на улице тепло, можно сходить на пляж, нарвать яблок в саду, посидеть на веранде кафе… Для счастья, оказывается, не так уж много надо».

В таких местах, как сегодняшний Донецк, многие вещи становятся яснее. То, что еще недавно казалось едва ли не смыслом жизни, оказывается мелким и незначительным, а то, на что раньше и внимания не обращали, наоборот — важным и необходимым. За полгода работы в зоне боевых действий Оксана Бухольцева еще раз убедилась в справедливости нехитрых истин: что надо ценить жизнь, дорожить живым общением с близкими сердцу людьми, помогать тем, кому сейчас трудно, и не цепляться за материальное...

 

Новости по теме