Российское судостроение избавилось от «двигательного проклятия»
Дата публикации: 12 июня 2023 года в 10:05.
Категория: Экономика.
Фрегат проекта 22350. Скриншот видео
Итак, на Амурском судостроительном заводе 9 июня заложен корвет «Ретивый» проекта 20385 и это прекрасная новость со всех сторон. Проект 20385 отличается от своего предшественника 20380 возможностью применения всего семейства ракет «Калибр», «Оникс» и «Циркон», а также усиленной противовоздушной обороной. Основная задача корвета – обнаружение и уничтожение надводных вражеских судов или подводных лодок, организация высадки десанта, охрана прибрежной зоны, сопровождение других кораблей. Это современное судно, способное, несмотря на свои невеликие размеры, топить превосходящие его классом корабли.
Однако главная изюминка новости находится «за кадром». Дело в том, что изначально корветы данного проекта должны были использовать дизельные агрегаты немецкой компании MTU Friedrichshafen, поставка которых прекратилась в 2014 году. К тому моменту на «Северной верфи» уже начали строить два первых корвета серии, и судьба всего проекта оказалась под вопросом. Тогда вместо немецких двигателей было решено установить дизельные агрегаты производства «Коломенского машиностроительного завода». По заявлению заместителя командующего Тихоокеанским флотом контр-адмирала Игоря Королёва, благодаря нашему двигателю, корвет стал «самым экономичным кораблём за всю историю ВМФ». Однако перепроектирование под совершенно другие двигатели – всегда рискованная операция, поэтому решать вопрос о продолжении строительства новых корветов запланировали после обкатки двух первых.
Сложная история
Обкатка проходила хоть и не без проблем, но, в целом была признана успешной и по её итогам в 2020 году был размещён заказ на ещё четыре корвета на Амурском судостроительном заводе, а значит проблема с замещением немецких агрегатов решена. Заложенный в пятницу «Ретивый» является завершающим кораблём серии. Что же будет дальше?
Дальше Амурский завод будет строить фрегаты проекта 22350. У них своя не менее драматичная история.
Промышленная мощь Советского Союза, как известно, распределялась по всем его республикам исходя из экономической и политической целесообразности, а также из наличия достаточного количества соответствующих квалифицированных кадров. Всё это работало в рамках единой системы, но стало проблемой после развала СССР, когда ряд важных производств оказался за пределами российских рубежей.
В частности, весь военно-морской флот России стал зависеть от поставок судовых газотурбинных двигателей с украинского предприятия «Зоря – Машпроект». Сотрудничество с которым, после февраля 2014 года, стало затруднительным, а после вхождения Крыма в состав России и вовсе невозможным.
В первую очередь пострадали «рабочие лошадки» нашего военного флота - корабли проектов 11540 и 1155, которые обеспечивали наше присутствие в мировом океане. Но самое главное – под угрозой срыва оказалась вся программа строительства новых кораблей. России срочно потребовалось в сжатые сроки, фактически, с нуля создать у себя целую отрасль.
Объективно говоря, работы по импортозамещению в судовом двигателестроении в России начались ещё задолго до «Крымской весны», в 2006 году. События 2014 года предали им ускорение. За три года «Объединённая двигателестроительная корпорация» разработала технологию серийного производства газотурбинного двигателя мощностью 27500 л.с. для крупных надводных кораблей, газотурбинного агрегата на базе двигателя М70ФРУ-2 для кораблей на воздушной подушке, и реверсивного ГТД М70ФРУ-Р для надводных кораблей малых классов. Параллельно осуществив техническое перевооружение предприятия, технологическую подготовку производства, строительство стендовой базы для испытаний морских двигателей и агрегатов.
К настоящему моменту в ОДК создана целая линейка морских газотурбинных двигателей мощностью от 7 000 л.с., полностью покрывающая потребности российского военно-морского флота. Это значит, что «двигательное проклятие» в нашем военном судостроении преодолено, что само по себе прекрасно. Но у этой истории есть и ещё одна важная сторона.
Возрождение завода
Легендарный Амурский судостроительный завод, которому исполняется 90 лет снова загружен работой. А ведь в 90-ые, когда он лишился гособоронзаказа, казалось, что дни его сочтены. В начале нулевых его сотрудники выходили на многотысячные митинги и писали письма Президенту с просьбой не дать денег, но обеспечить заказами. Но в таком положении по всей стране находились тысячи предприятий и помочь всем и сразу было невозможно. Однако размещение заказов на серию корветов сначала проекта 20380, а затем и 20385 помогло спасти завод. В настоящее время здесь ведётся строительство 14 кораблей и судов, а производственная программа расписана до 2033 года с учётом перспективных военных кораблей класса «фрегат» и двух доков – спускового и транспортного для собственных нужд завода.
На заводе ведётся строительство не только военного флота – недавно два судна снабжения для работ с полупогружными буровыми установками были переданы «Газпрому», также передан заказчику первый серийный грузопассажирский автомобильно-железнодорожный паром для линии Ванино-Холмск, и уже достраивается второй такой паром.
Работа кипит несмотря на то, что предприятие внесено во все мыслимые санкционные списки. Поздравляем коллектив Амурского судостроительного завода с юбилеем и благодарим за ежедневный трудовой подвиг.