Тарифные загадки Хакасии. Друзьям всё, остальным - стократный тариф

Дата публикации: 10 августа 2023 года в 10:07.
Категория: Экономика.

Манук Данданян. Фото пресс-службы ЦУР ХакасииМанук Данданян. Фото пресс-службы ЦУР Хакасии

Транспортная логистика и манипуляции с тарифами на услуги регионального промышленного ж/д транспорта в Хакасии могут стать предметом пристального внимания компетентных органов уже осенью этого года. Об этом «АИС» стало известно из осведомленных источников, близких к правоохранительным структурам республики.

Вопросы эффективной логистики в условиях СВО, когда промышленность усиленно работает в том числе и на обеспечение страны продукцией двойного назначения, в последнее время стали объектом особого внимания со стороны правоохранителей. 

Как отмечают собеседники «АИС», информация о возможной ангажированности ряда чиновников Хакасии, создающих проблемы для перевозки промышленного сырья и грузов, будет всесторонне проверена. Поскольку дисбалансы, которые создает популистская тарифная политика местных регуляторов, а также риски для проведения капитальных ремонтов ключевых инфраструктурных объектов, угрожают не только устойчивости экономики региона, но и здоровью жителей. 

Скандалы с тарифами — к сожалению, совсем не новая для Хакасии тема. Показателен 2015 год, когда внимание служителей правопорядка привлек глава хакасского госкомитета по тарифам Олег Базиев. Он был арестован по подозрению в мошенничестве, совершенном с использованием служебного положения. Но если тогда речь шла об использовании фирм-однодневок для получения средств за фиктивные сервисные работы, то сейчас, по информации наших источников, компетентные органы заинтересовались уже непосредственно тарифами и подходами к их формированию. 

ДРУЗЬЯМ ВСЕ. ОСТАЛЬНЫМ — СТОКРАТНЫЙ ТАРИФ 

В распоряжении редакции «АИС» имеются материалы, которые, вероятно, могут стать предметом особого внимания в ходе проверки. Даже при поверхностном анализе складывается подозрительная картина. Если сравнить два приказа возглавляемого Мануком Данданяном Госкомтарифэнерго Хакасии об утверждении тарифов – майский и августовский, то увидим, что разница в региональных тарифах на одну и ту же услугу для разных компаний может отличаться в 10-20 раз и даже более

Так, например, в одном лишь майском приказе регионального Госкомтарифэнерго тариф на одну из типовых услуг - подачу и уборку вагонов – для одного АО определен в мизерные 45 копеек за тонно-километр. Тогда как для другого АО – за ту же услугу, в тех же тонно-километрах – почти 76, но рублей. Разница почти в 170 раз! И это – не случайный курьез. Подобных странностей в тарифах немало. 

По оценке экспертов, в число постоянных «любимчиков» тарифного ведомства Хакасии входят, например, Абаканское ППЖТ - филиал АО "В-Сибпромтранс" и ООО "СУЭК-Хакасия". А в аутсайдерах – например, АО "ОВЭ". 

Чем обусловлено столь избирательно-дифференцированное отношение государственных органов к бизнесу? Особенно учитывая, что у транспортных компаний нет никакой особой специфики, которая могла бы объяснить право отдельных участников рынка претендовать на получение преференции со стороны региональных властей? 

Возможно, ответ на этот вопрос предстоит найти именно правоохранителям и силовые структуры, вероятно, получили сигнал разобраться - в чем причина странных тарифных дисбалансов и не создают ли они угрозы стабильной работе транспортной системы, обеспечивающей снабжение ресурсами промышленности страны.

Последствия подобной «избирательной» тарифной политики уже начинает негативно сказываться на региональной инфраструктуре. Так, критический износ железнодорожного моста через реку Абакан привел к тому, что мост стало невозможно использовать для железнодорожных перевозок угля. А это, в свою очередь, может стать причиной «пыления» угля в Абакане после вынужденного перехода на перевозку топлива автотранспортом и его перегрузку в столице региона. 

В этом смысле показательной может оказаться недавняя череда уголовных дел в Красноярске. Еще до ухода команды губернатора Александра Усса было возбуждено уголовное дело на экс-председателя краевого правительства Юрия Лапшина, по которому уже вынесено обвинительное решение по превышению должностных полномочий при строительстве красноярского метрополитена. 

Но на этом скандал не закончился. Сейчас в рамках того же дела продолжается разбирательство в отношении бывшего министра транспорта Красноярского края Константина Димитрова, подозреваемого в нарушениях при строительстве метро. А в июне этого года был арестован один из ближайших соратников экс-губернатора края – Михаил Попелышев, которого подозревают во взяточничестве. 

Собеседники «АИС» из числа политологов отмечают, что активизация расследований может быть связана со сменой управленческой команды в соседнем с Хакасией регионе. Уместно предположить, что интерес компетентных органов к работе нынешних тарифных регуляторов Хакасии также может быть вызван грядущей сменой руководства в республике. И значит регион ждет целая волна расследований. Когда? 

Похоже, в предвыборной гонке фаворитом выступает ветеран СВО и уважаемый в регионе единоросс Сергей Сокол. А это значит, вскоре после выборов.

Новости по теме