23 сентября отмечается Международный день жестовых языков
Дата публикации: 23 сентября 2023 года в 22:18.
Категория: Общество.
Фото: Freepik
Доцент кафедры логопедии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета (МГПУ), кандидат педагогических наук Ирина Соловьева рассказала РБК, что беззвучно говорят не только люди с дефектами слуха, но и воины, подводники, строители. Начиная со Средневековья, когда жестовый язык использовали монахи, к рубежу XVIII – XIX веков сформировалась сложная система жестовых языков, позволяющая неслышащим общаться, учиться и творить.
Прародителем языка жестов можно считать универсальное движение, которое интуитивно использовали охотники на мамонтов как знак опасности и необходимости соблюдать тишину – палец, приложенный к губам. В средние века жестами общались монахи, которые давали обет молчания. В XVI веке именно монах, испанец Педро Понс разработал первую формальную систему обучения глухих, включавшую использование жестов. В 1755 году французский священник Шарль Мишель де л'Эпе создал первую бесплатную школу для глухих в Париже, где применял методику обучения на основе языка жестов.
Принято считать, что жестовый язык как система сформировался в конце XVIII – начале XIX века. В наше время элементы жестового языка используют военные, подводники, строители – словом, те, кому по роду деятельности приходится бывать в условиях, когда разговаривать неудобно или нельзя.
Сегодня жестовые языки являются неотъемлемой частью человеческой коммуникации. Существуют калькирующий, национальный и контактный языки. Калькирующий – это полный аналог литературного языка, который подчиняется тем же законам. Разговорный язык строится по нормам общения мира глухих, у него свои морфология и синтаксис. Собственный жестовый язык есть у каждого народа, национальности. Также существует искусственный международный жестовый «эсперанто», который необходим для общения глухих людей из разных стран.
Одним жестом можно выразить целую мысль, понятие. Например, если немного оттянуть ткань своей одежды, получится идиома «Моя хата с краю», «Не мое дело». Но есть и движения, так называемые дактильные знаки, каждый из которых обозначает лишь одну букву из слова.
Международный день жестовых языков стал символом всех неслышащих людей планеты, которые отстаивают свое право полноценно общаться, учиться и работать наравне с теми, кто обладает слухом. Уже несколько десятилетий в обществе не принято в отношении них употреблять выражение «глухонемой» - ведь у глухих есть свой язык, они могут на нем говорить, а значит, называть их немыми, как минимум, некорректно. Неслышащие люди успешно учатся в средней школе, сдают ЕГЭ, получают высшее образование, становятся полноценными членами общества.
Конечно, жестовый язык – не панацея. Специалисты, работающие с глухими детьми, знают, как важно научить такого ребенка читать по губам, чтобы он мог получать необходимую информацию, осваивать школьную программу по обычным учебникам, наравне со сверстниками. В начальных классах жестовый язык даже находится под негласным запретом. Но умение пользоваться жестами делает глухих, слабослышащих и CODA (слышащих детей глухих родителей) обладателями некой суперспособности.
Так старшеклассница московской школы №2120 Анна Григорян имеет слух, хотя из семьи неслышащих. Она с детства говорит на языке жестов, знает его на все сто и его популяризирует – проводит занятия в школе, участвует в конкурсах и проектах, посвященных глухим, и даже сделала научное исследование «Социокультурный профиль представителей элиты сообщества глухих», став самой юной участницей проекта Дома культуры «ГЭС-2» «Исследуя сообщество глухих».
Другой москвич, выпускник школы №2065 Данила Фоминиченко стал изучать жестовый язык во время работы над созданием IT-сурдоперчатки, которая помогает переводить жесты в речь. Со своим изобретением Данила получил премию журнала «Сноб» «Сделано в России - 2022» в номинации «Наука и технологии».
Для доцента МГПУ Ирины Соловьевой социализация и полноценное включение глухих и слабослышащих детей в общество стало делом ее жизни. Больше 10 лет Ирина Леонидовна возглавляла школу-интернат для глухих детей, создала десятки учебных пособий и методик для их обучения и социализации. А сейчас - учит студентов Московского городского грамотному сопровождению глухих детей, погружает в тонкости жестового языка. Например, рассказывая о том, что многие известные артисты, во время исполнения своих произведений используют жесты - в их числе великий Шарль Азнавур.