Из России запретят экспорт любых нефтепродуктов тем, кто их не производил

Дата публикации: 27 сентября 2023 года в 22:38.
Категория: Экономика.

Фото с сайта КремляФото с сайта Кремля

Главной темой состоявшегося 27 сентября совещания Владимира Путина с кабмином стали меры против роста цен на топливо, что делать сейчас и что делать впредь. Интересное предложение сделал вице-премьер Александр Новак.

Новак предложил: "Ограничение так называемого «серого» экспорта, чтобы не допускать «вымывания» топлива с внутреннего рынка спекулянтами. Это касается, в первую очередь, повышения заградительной пошлины для тех перекупщиков, которые не являются производителями нефтепродуктов, а покупают их для перекупки и поставки на экспорт. То есть мы введем, повысим заградительную пошлину с 20 тысяч до 50 тысяч рублей.

Также считаю возможным полный запрет на продажу на экспорт любых нефтепродуктов, которые куплены на внутреннем рынке и не были произведены, то есть тем самым также ограничим возможность спекулятивных поставок на экспорт. Здесь важна также будет совместная работа Минэнерго с Федеральной налоговой службой, с Федеральной таможенной службой по соблюдению этих требований".

Полная стенограмма совещания

В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!

Перед тем как мы перейдём к основному вопросу сегодняшней повестки дня, [рассмотрим] несколько текущих. Мы вчера с Александром Валентиновичем Новаком – и сегодня с утра с ним ещё говорили, с Михаилом Владимировичем [Мишустиным] по поводу ситуации с ценами на топливо в регионах, связанных, конечно, прежде всего с работами в области сельского хозяйства. Сейчас вдаваться в детали не буду, рассчитываю на то, что Александр Валентинович сейчас погрузит нас в эти детали и скажет о предлагаемых мерах по нормализации ситуации. Мы уже говорили об этом на встречах с Правительством.

Пожалуйста, Александр Валентинович.

А.Новак: Спасибо, уважаемый Владимир Владимирович.

Еще раз хочу подчеркнуть, что для нашего топливно-​энергетического комплекса ключевой задачей является, прежде всего, обеспечение внутреннего рынка необходимыми, качественными и по доступным ценам нефтепродуктами.

Хотел бы отметить, что за восемь месяцев этого года мы отмечаем рост производства бензина и дизельного топлива: по автобензину – на 3,3 процента, по дизельному топливу – на 6,4 процента по отношению к прошлому году. То есть, таким образом, за счет тех мер, которые принимались по модернизации нефтеперерабатывающих заводов и стимулированию производства, у нас экологически высокий пятый класс – объемы производства [такого топлива] увеличились.

Что касается цен на внутреннем рынке. На автозаправочных станциях в рознице рост в течение года в среднем по стране близок к уровню инфляции. Понятно, что есть и масса независимых автозаправочных станций, на которых в текущей ситуации сейчас цены несколько выше, чем уровень инфляции, но на тех, которые относятся к вертикально интегрированным компаниям, ограничение цен на АЗС позволило сохранить цены на уровне инфляции.

Что касается оптовых цен. За последние два месяца отмечается рост биржевых цен: в среднем по бензину – на 15 процентов, на дизельное топливо – на 30 процентов. Отмечаю, что это именно за два последних месяца, когда сразу несколько факторов повлияли одновременно: рост мировых цен на нефть, снижение дисконтов по продажам российской марки Urals и ослабление рубля по отношению к курсу доллара. Безусловно, это, в свою очередь, повлияло на наполняемость бюджета. Но при этом мы видим, что нефть в рублевом выражении выросла с начала года в полтора раза и в сентябре превысила 8 тысяч рублей за баррель. Поэтому одновременно с этим увеличилась экспортная альтернатива на нефтепродукты.

Данный диспаритет, увеличение экспортной альтернативы, привел к тому, что появилась экономическая мотивация к росту «серого» экспорта и росту спроса на биржевых торгах. При этом маржинальный доход с учетом того, что цены росли примерно на уровень инфляции, ушел в отрицательную зону на АЗС.

Владимир Владимирович, наблюдались, безусловно, и отдельные логистические сложности, связанные с тем, что возник дополнительный спрос на заправках у вертикально интегрированных компаний, а также были проблемы с вывозом топлива с нефтеперерабатывающих заводов. Эти вопросы решались в штабном режиме и продолжают решаться.

В целях стабилизации той ситуации, о которой я сказал, – по росту цен на внутреннем рынке моторного топлива, корректировке биржевых цен и надежному обеспечению российских потребителей – в качестве экстренной меры 21 сентября Правительство ввело запрет на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива для насыщения внутреннего рынка топлива объемами. Благодаря этим решениям отмечается снижение биржевых оптовых цен на моторное топливо. За последнюю неделю, с 21 числа, они снизились в среднем на 20 процентов по автомобильному бензину и на 16 процентов – по дизельному топливу.

Отмечаю, что в последние два дня наблюдается коррекция примерно на 1–2 процента после резкого падения – и это нормально, поскольку те текущие уровни, которые сейчас достигнуты на бирже, они отражают реальную конъюнктуру. При этом отпускные цены на дизельное топливо мы также мониторим по всем субъектам Российской Федерации. В 23 регионах с 21-го числа, с момента принятия запрета, цены снизились в среднем уже на пять процентов на мелкооптовом рынке и на нефтебазах, разброс примерно от 1 до 17 процентов по регионам.

При выравнивании ценовой ситуации в оптовом сегменте мы ожидаем дальнейшую стабилизацию рынка и снижение цен в мелкооптовом и розничном сегментах, в первую очередь у независимых АЗС. Нефтяным компаниям даны также соответствующие рекомендации.

Кроме этого, еще одна мера, которая принята Правительством, – это совершенствование биржевых торгов для сдерживания роста цен, снижения ценовой волатильности. Речь идет об увеличении биржевых нормативов по продаже на бирже бензина и дизельного топлива. Приняты регуляторные меры, а также административные, то есть отстранен ряд трейдеров, применявших недобросовестные практики по торгам.

Как Вы отметили, также особое внимание уделяется поставкам топлива сельхозпроизводителям. Здесь также организована совместная работа в штабном режиме Минэнерго, Минсельхоза, «Российских железных дорог». Подписан помесячный график обеспечения в разрезе регионов, а также в разрезе нефтяных компаний, приблизительный объем – 1,8 миллиона тонн дизельного топлива по ноябрь включительно.

Также компаниям доведены дополнительные объемы поставок дизельного топлива в адрес сельхозтоваропроизводителей по субъектам Российской Федерации на период сентябрь-​ноябрь для завершения полевых работ. Также внимательно следим за тем, чтобы соответствующая трансляция цен снижения биржевых торгов отражалась на нефтебазах и на мелкооптовом звене и доходила до сельхозпроизводителей. За этим внимательно смотрим вместе с субъектами Российской Федерации

В настоящее время, уважаемый Владимир Владимирович, для того, чтобы обеспечить долгосрочную балансировку внутреннего рынка и создание экономических стимулов для поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, Правительство предлагает ряд дополнительных системных мер.

Первое. Это корректировка параметров демпфера с учетом текущей макроэкономической ситуации. Речь идет о повышении коэффициента, который был снижен с 1 сентября, что позволит нам компенсировать разницу между экспортной альтернативой и биржевыми ценами на внутреннем рынке и повысить эффективность поставок на внутренний рынок, насытить объемы внутреннего рынка необходимыми нефтепродуктами.

Второе. Ограничение так называемого «серого» экспорта, чтобы не допускать «вымывания» топлива с внутреннего рынка спекулянтами. Это касается, в первую очередь, повышения заградительной пошлины для тех перекупщиков, которые не являются производителями нефтепродуктов, а покупают их для перекупки и поставки на экспорт. То есть мы введем, повысим заградительную пошлину с 20 тысяч до 50 тысяч рублей.

Также считаю возможным полный запрет на продажу на экспорт любых нефтепродуктов, которые куплены на внутреннем рынке и не были произведены, то есть тем самым также ограничим возможность спекулятивных поставок на экспорт. Здесь важна также будет совместная работа Минэнерго с Федеральной налоговой службой, с Федеральной таможенной службой по соблюдению этих требований.

Также нам необходимо контролировать уровни наценки, в том числе вместе с Федеральной антимонопольной службой, на АЗС, поскольку при падении биржевых цен это должно отражаться, как я уже сказал, особенно на независимых автозаправках.

Правительством, Владимир Владимирович, также прорабатывается возможность субсидирования стоимости мазута, поставляемого в отдельные регионы с высокой долей его использования в энергетике. В первую очередь речь идет о Мурманской области и Камчатском крае.

Речь идет о том, что в результате повышения биржевых цен – а они превысили средний уровень, который складывался за прошлые годы – для регионов это дополнительная бюджетная нагрузка, которую необходимо компенсировать, поскольку, естественно, в тарифах для потребителей эти цены не учтены.

Уважаемый Владимир Владимирович!

В целом в заключение хотел бы сказать, что ценовая ситуация на внутреннем рынке стабилизируется, принятые меры оперативного характера обеспечивают восстановление и стабильную работу мелкооптового сегмента, независимых сетей АЗС, работу сельхозпроизводителей.

В ближайшее время по тем системным дополнительным мерам, о которых я сказал, мы примем решение. Это окажет долгосрочное влияние на стабильную ситуацию на внутреннем рынке. Спасибо.

Доклад окончен.

В.Путин: Смотрите, мы же знаем, из-за чего это происходит – и в связи с ценами на нефть, понимали же, что будет дальше. Это же не первый раз, правильно? Цены растут, компании хотят получить по максимуму прибыль, отправляя на экспорт – все понятно, они свою работу выполняют, а мы с вами, Правительство, должны другую делать работу, согласованную, конечно, с компаниями, но у нас задачи-​то другие.

В сентябре, по данным Международной биржи в Петербурге, стоимость 1 литра бензина АИ-92 выросла на 8 рублей. Мы 21 числа ввели эти запреты – на экспорт бензина и «дизельки». Вроде как снижение наблюдается на бирже, а за вчерашний день в рознице литр бензина АИ-92 [стоил] 51,6 рубля, до 21-го числа был 49,7 – то есть цена-​то растет в розницу. Меры приняты, а цены растут. Что происходит в других звеньях – потребителя мало интересует, потребителю же результат нужен.

То же самое касается и сельхозпроизводителей. Я вам говорил и вчера, и сегодня уже говорил, в некоторых регионах люди ездят – условно, конечно, «ездят», – покупают «дизельку» в соседних регионах, потому что у них ничего не снижается. А в отдельных регионах даже подросла цена на «дизельку», подросла.

Поэтому будем рассчитывать на то, что предлагаемые меры сработают, и с компаниями надо плотнее работать, мы уже с вами говорили, чтобы они тоже и свою ответственность понимали. Ясно, что экономика компаний и для нас важна, это курица, которая приносит золотые яйца, это понятно, мы должны бережно к ним относиться, все понятно. Но тем не менее реагировать на происходящие события я бы просил вас более оперативно.

Что касается Мурманской области, Камчатки, то в связи с предпринимаемыми мерами стоимость тем не менее вырастет на мазут. У них выпадающие [доходы] сколько там получаются? Вы смотрели, разговаривали с коллегами?

А.Новак: Да, Владимир Владимирович, мы, конечно, отрабатывали с коллегами. Но мы считаем, что по этому году, учитывая, что в начале были цены на мазут значительно ниже, чем среднегодовые, и только в последние два месяца отмечался рост цен на мазут, то примерно выпадающие составляют около 10–12 тысяч за тонну для этих регионов. То есть суммарно получается, что для Мурманской области, например, у них потребление годовое составляет один миллион тонн, это порядка 10 миллиардов рублей.

В.Путин: 11 миллиардов.

А.Новак: Да, совершенно верно.

В.Путин: А для Камчатки – где-​то 5 [миллиардов рублей], по-​моему.

А.Новак: Да, там у них потребление поменьше – около 200 тысяч тонн в год, и поэтому разница примерно такая.

В.Путин: 5 миллиардов, получается. А с Минфином договорились о том, что там будет компенсация?

Антон Германович?

А.Силуанов: Да, Владимир Владимирович, у нас есть несколько вариантов решения проблемы. Мы это тоже обсуждали с Александром Валентиновичем [Новаком].

Если оперативно решать проблему, конечно, можно и дополнительное финансирование регионам предоставить, хотя там, мы видим, есть неплохие результаты. Предположим, только по Мурманской области допдоходы – 9 миллиардов.

Мы готовы в этом году оперативно отреагировать, предоставив часть дополнительных ресурсов в виде дополнительной финансовой помощи, но надо, я согласен, решать системно. Предположим, мы с «удобренщиками» приняли системное решение: часть они поставляют на внутренний рынок по фиксированным ценам, оставшуюся часть – на экспорт.

Или можно какой-​то определенный объем мазута закупать для государственных нужд, в первую очередь для регионов. И можно это делать у тех компаний, которые сейчас получают определенные преференции после тех «маневров» в нефтепереработке, которые предлагает Минэнерго. То есть чтобы это было не накладно ни для региональных бюджетов, ни для федерального бюджета.

Но чтобы оперативно решить вопросы, можно рассмотреть вопрос, конечно, и о какой-​то дополнительной финансовой помощи при необходимости, если она востребована у субъектов Российской Федерации.

В.Путин: Послушайте, я с Вами согласен в той части, когда Вы сейчас говорили о том, что у нас есть практика по другим отраслям. Допустим, по удобрениям. Действительно, поставили на внутренний рынок необходимые объемы, а потом зарабатывайте на внешнем. Есть же, работает – ну и работает. Ясно, что здесь есть своя специфика, у нефтянки, но тем не менее большой разницы-​то нет. Но надо только своевременно эти решения принимать, и все.

Есть и другие варианты: своевременное принятие решений по демпферу и так далее. Есть и другие варианты. Но есть и вопросы, связанные с налогообложением: они [компании] начали зарабатывать на большой цене – бюджет тоже зарабатывает. Здесь тоже можно подумать о каких-​то уточнениях. Бюджет зарабатывает, они говорят: верните нам эти деньги, которые бюджет заработал.

Подумайте. Мы же видели, что происходит. И заранее можно предложить эти варианты решения, и своевременно, автоматически будем тогда реагировать на происходящие события при повышении и понижении цен.

А что касается того, что Мурманская область заработала, у них допдоходы есть, 9 миллиардов, – молодцы, дай им бог здоровья, значит, команда работает хорошо. Во-​первых, на мазуте они потеряют не 9, а 11 [миллиардов] по предварительным подсчетам, а во-​вторых, ну что же мы, они работали, работали, а мы их «чик» сразу – и забрали даже не все 9, а еще и плюс 2 к тому же. Это же не по-​честному, демотивируем людей к хорошей работе. Поэтому надо посмотреть, как им помочь. Они-​то здесь совсем ни при чем, федеральный бюджет получает доходы от повышения цен на нефть, а они – нет. Они поработали, ну заработали, хорошо. Что же мы теперь, всё отнимем? Да еще их нагрузим, еще 2 миллиарда.

Пожалуйста, посмотрите вместе с коллегами из регионов. Ладно?

Источник: сайт Кремля

Новости по теме