Андрей Тенишев: Как получать прибыль, так «Аэросити», как ликвидировать свалки – так бюджет
Дата публикации: 18 декабря 2023 года в 21:06.
Категория: Экономика.
Фото из презентации глава Абакана А_Лемина на сессии ВС РХ
Подробно о причинах хронического мусорного кризиса в Хакасии рассказал «АИС»
член экспертного совета при Комитете Госдумы по защите конкуренции Андрей Тенишев.
Вот его мнение:
Верховный совет республики констатировал, что цели «мусорной» реформы в республике не достигнуты, а также признал работу Минприроды Хакасии и регоператора неудовлетворительной.
Казалось бы что в этом такого. Но, назвать вещи своими именами – крайне важно.
Важно и то, что Председатель республиканского парламента Сергей Сокол потребовал отставки чиновников, проваливших эту реформу – Курлаева и Лебедева.
Что касается лишения «Аэросити» статуса регионального оператора, то говорю об этом уже давно, с 2020 года.
Напомню, для чего Правительством России затевалась мусорная реформа. В 2018 году свалки в России в 2018 году занимали площадь примерно 4 миллиона гектаров, всего лишь около 2% отходов сжигалось и примерно 4% отправлялось на вторичную переработку. Целью реформы должна была стать ликвидация свалок и 2030 году достижение переработки 100% отходов.
Для этого государство пошло на то, чтобы монополизировать услуги по вывозу, переработке и утилизации отходов в регионах. Расчет был на то, что сосредоточение ресурсов в одних руках поможет решить «мусорные» проблемы, направить финансовые потоки на закупку новой техники, контейнеров, ликвидацию свалок. Единый оператор должен был решить и проблему с диспетчеризацией вывоза мусора.
Поэтому с 2019 года обязанности по работе с твердыми коммунальными отходами были переданы от муниципальных ЖКХ региональным мусорным операторам.
Переход на новую систему обращения тряхнул всю страну, в некоторых регионах случились так называемые мусорные коллапсы.
Но, в регионах, где есть сильная, ответственная власть и добросовестные регоператоры, проблемы переходного периода удалось достаточно быстро решить.
В Хакасии же переходный период затянулся на четыре года. О проблемах с вывозом мусора повторяться не буду, об этом знают все. Приведу некоторые цифры.
В 100 населенных пунктах регоператор до сих пор не работает. «Аэросити» вывозит мусор лишь в 180 населенных пунктах республики. Для этого задействовано всего 43 мусоровоза, из них лишь 17 принадлежат «Аэросити», остальные 26 - подрядным организациям. То, есть, в основном вывозят мусор те, кто и вывозил его раньше частные и муниципальные организации ЖКХ, а регоператор лишь снимает монопольную маржу.
В Хакасия имеется 5470 площадок накопления твердых коммунальных отходов, нужно еще около 2000. Их обустраивают за бюджетный счет. За время работы в республике «Аэросити» приобретено 2120 контейнеров, по затратам это - чуть больше 1% выручки регоператора. И это - меньше половины контейнера на одну площадку. Немного, согласитесь?
Но, контейнеры же есть. Да, есть – их приобретают муниципалитеты. За счет бюджета. За счет бюджетов всех уровней ликвидируются многочисленные несанкционированные свалки мусора, количество которых катастрофически выросло на время работы «Аэросити».
И даже проектно-сметная документация на создание мусороперерабатывающего комплекса в регионе будет профинансирована из республиканского бюджета. Каких- либо финансовых вложение регоператора в строительство этого комплекса также не планируется. Его будет строить созданное правительством АО «Экопарк». Но, зато «Аэросити» и здесь будет снимать сливки.
Минприроды Хакасии планирует, что АО «Экопарк» заключит договор подряда с региональным оператором и возьмет на себя обслуживание частных контейнеров сектора индивидуальной жилой застройки Абакана, Черногорска, Алтайского и Усть-Абаканского районов силами собственной и наемной техники.
Странно, правда? Похоже на сказку про вершки и корешки. Как получать прибыль, так «Аэросити», как ликвидировать свалки – так бюджет.