От ремонта к производству подшипников: история успеха

Дата публикации: 4 февраля 2024 года в 16:40.
Категория: Экономика.

Фото от FreepikФото от Freepik

Сегодня на прилавках магазинов нет дефицита автозапчастей. Брендов много, как именитых, так и работающих в среднем и бюджетном ценовых сегментах. Все они предлагают широкую номенклатуру продукции, среди которой есть и такая, казалось бы, мелочь, как подшипники генератора. На самом деле это довольно сложные технологичные изделия.

Из-за износа подшипников может появиться характерный шум, если его проигнорировать, заклинит генератор, произойдет обрыв приводного ремня, и работа всего навесного оборудования двигателя будет нарушена. 

В таком случае мастера в сервисе обычно говорят: «Выбирайте качественные подшипники». Но что скрывается под словом «качество»? Рассмотрим на примере немецкой марки KRAUF (входит в портфель брендов концерна Motorherz GmbH). Это марка номер один в России по объему продаж стартеров и генераторов. Да и в мире производитель хорошо известен. Чтобы добиться таких результатов, компания проделала большой путь, постоянно совершенствуя свою продукцию. 

Мало кто знает, что одно из направлений бизнеса концерна Motorherz GmbH – ремонт стартеров и генераторов сторонних производителей. Благодаря этому специалисты наработали уникальную статистическую базу по причинам и последствиям отказа электрооборудования разных марок. 

Изучив сильные и слабые места продукции именитых брендов, компания приняла решение наладить собственное производство подшипников. Потому как стало ясно – рынок не может предложить необходимого качества по приемлемой цене. 

Инженеры начали создавать собственный подшипник, используя весь накопленный опыт. Изделие проектировали специально для электрооборудования, применяемого в автомобилях, учитывая нагрузки, температуры и условия эксплуатации таких деталей. Конечно же, учли преимущества и недостатки подшипников, которые выпускают конкуренты, а также применили передовые разработки в этой области. 

Чем же отличаются подшипники KRAUF? 

Технологии 

При производстве подшипников применяют, например, технологию, при которой дорожки качения дополнительно укрепляются индукционной закалкой. Таким образом достигается более высокая твердость дорожки качения, что обеспечивает её стойкость к износу при вращении подшипника, а поверхность колец остается более мягкой и остается способной выдерживать усилие запрессовки и ударно-вибрационные нагрузки. 

Так отдельным участкам поверхностей придаются различные теплофизические свойства. Это нужно для обеспечения оптимального сопряжения деталей подшипника при тепловом расширении в процессе работы генератора. В результате риск образования внутренних концентраторов напряжения и микротрещин сводится к нулю. 

Еще одна инновация – нанесение износостойких покрытий ионно-плазменным методом. Технология позволяет создавать прочные и коррозийно-устойчивые покрытия, которые улучшают долговечность и увеличивают ресурс работы металлических компонентов подшипника. 

Применяемые материалы 

Одна из причин преждевременного износа подшипников – низкое качество стали. У изделий сторонних производителей, работающих в бюджетном ценовом сегменте, специалисты нередко наблюдали загрязненность стали неметаллическими примесями. Это брак, приводящий к образованию раковин и микротрещин в структуре металла, а следовательно, к преждевременному разрушению изделия. Чтобы избежать подобного, в подшипниках KRAUF применяют высококачественную низкоуглеродистую легированную хромистую сталь по стандарту ISO 683–17:2014 (аналогичные спецификации: JIS G 4805, ШХ15 ГОСТ 801–78). Это международный стандарт, который определяет спецификацию стали, применяемую в шариковых и роликовых подшипниках. Все партии металла, которые поставляются на производство, проходят проверку методами ультразвуковой дефектоскопии для исключения наличия в стали дефектов выплавки, литья и термообработки. 

Особенности конструкции 

Важный компонент подшипника, конструкцию которого KRAUF улучшил, – это сепаратор (деталь, которая разделяет и удерживает шарики или ролики на определенном расстоянии друг от друга). Его характеристики влияют на равномерную работу тел качения (тех самых шариков или роликов). Чтобы сепаратор стойко выносил ударные и вибрационные нагрузки, специалисты изготовили сепараторы из стали, усилили крепления полуобойм. Это позволило не только увеличить ресурс, но и снизить массу изделий. 

Стойкость к коррозии 

Подшипники генератора постоянно работают в агрессивной среде. На них летит грязь и попадает влага. Нарушение герметичности приводит к потере смазки, внутренней коррозии и быстрому износу узла. Чтобы этого избежать, большинство подшипников производят в полностью защищенных (c двух сторон закрытых) исполнениях ZZ или 2RS. Различия между ними есть лишь в технических требованиях, которые предъявляют производители генераторов. 

Материал, используемый для резиновых уплотнений, – бутадиен-нитрильный каучук (NBR). Его главное преимущество – стойкость к абразивному износу, а также отменная стойкость к маслам и топливам. В результате подшипник надежно защищен от попадания внутрь воды, пыли и прочих загрязнений. 

Применяемые смазки 

В закрытых подшипниках используется специальная синтетическая смазка с комплексным загустителем на основе лития с пакетом антиокислительных и антикоррозионных, противоизносных и противозадирных присадок с консистенцией NLGI 2 GC. Это обеспечивает штатную работу подшипника при температурах от -40 до +140 градусов и при пиковых нагрузках до +200 градусов. Подшипники KRAUF смазаны на весь срок службы. Необходимости менять или пополнять смазку нет.

 

Категория GC означает, что смазку можно использовать в автомобилях, оснащенных системами «старт-стоп» и стартер-генераторами. В настоящее время это смазки высшего качества. Даже при потере подшипником герметичности смазка за счет хорошей стойкости к агрессивной среде и вымыванию еще довольно продолжительное время будет сохранять необходимые триботехнические свойства. Все смазки в гамме подшипников подобраны с учетом фактических условий эксплуатации и устойчивы к агрессивным реагентам. 

Взгляд в будущее 

Компания много лет работала над улучшением своих подшипников, проводила испытания, учитывала мнения и отзывы сервисных станций партнеров бренда KRAUF. В результате был получен лучший продукт для профессионального использования в сервисных мастерских по ремонту стартеров и генераторов. 

Следующим шагом в реализации накопленного опыта и компетенций в производстве подшипников стало открытие производства ступичных подшипников и ступиц в сборе. 

Фото от Freepik

Новости по теме