Александр Мяхар: «Большая беда Хакасии в том, что у нас политика часто превалирует над экономическим здравым смыслом»

Дата публикации: 12 сентября 2025 года в 12:25.
Категория: Политика.

Александр Мяхар. Фото предоставлено Александром МяхаромАлександр Мяхар. Фото предоставлено Александром Мяхаром

Директор Фонда развития Хакасии Александр Мяхар в интервью для ИА «АИС» рассказал о целях работы Фонда и о том, чего ему за время руководства этой структурой удалось добиться для предпринимательского сообщества и экономики региона. Он также прокомментировал инсайды о возможных переменах в своей карьере.

Александр Владимирович, нас заинтересовала ваша публикация по итогу поездки в Новосибирск на Форум Технопром и обсуждения внедрения знака «Сделано в России». Хотя вы в основном всегда делали акцент на «Сделано в Хакасии». В связи с чем связан разворот?

– Нет никакого разворота, наоборот мы стараемся максимально синхронизировать оба знака. По порядку. Коллективом Фонда за год проделана большая работу по внедрению знака «Сделано в Хакасии». Кратно увеличилось число обладателей (сейчас их больше 70), и процесс получения востребован уже от самого бизнеса, — не мы убеждаем в целесообразности применения, а нам делают заявки на получения.

Для удобства бизнеса мы сделали отдельный сайт «Сделано в Хакасии» (быстро находится по запросу в любом поисковике), где можно увидеть все плюсы для обладателей знака, а тут же можно дистанционно подать документы в электронной форме на его получение. На этом не останавливаемся, на сайте «Сделано в Хакасии» сейчас активно заполняется каталог продукции наших производителей с видео-визитками производств.

А знак «Сделано в России» – это федеральный бренд со своими плюсами. К примеру, при продвижении товаров на экспорт можно использовать такие услуги, как перевод на иностранный язык, таргетирование, реклама… Наша задача сейчас в том, чтобы сертификаты продукции необходимые для получения одного знака, были применимы и ко второму. К тому же, на мой взгляд чем больше инструментов поддержки производитель продукции будет использовать, тем эффективнее будут его продажи.

Прошло больше года вашей работы в Фонде развития Хакасии. За это время мы вас видели в разных форматах, от выставок, мероприятий с молодёжью, мамами-предпринимателями, наставничества и до расширения границ в рамках международного сотрудничества. Как вы сами оцениваете, что для вас ценного было в этой деятельности?

Самое ценное это то, что энергия политика, оппонировавшего действующему правительству, была направлена на сотрудничество, созидание, строительство. Я за это очень благодарен главе Хакасии Валентину Коновалову. Мы в республике слишком погрязли в политическом перетягивании каната. На каком-то этапе это даже полезно, потому что дискуссия и критика формируют гражданское общество. Но всегда важно понимать грань и за борьбой не упустить главное – экономику, в которой надо усердно работать уже всем вместе.

Несмотря на то, что я всегда тяготел к промышленности, опыт работы в Фонде, нацеленном на поддержку других секторов экономики, был для меня очень полезен. Поддержка предпринимательства – важный аспект участия государства в рыночной экономике. Причем это тот формат когда можно быстро увидеть результат и КПД господдержки: помогли внедрить новое программное обеспечение (ПО) на местное производство и робот кратно увеличил выпуск деталей, это сразу увеличило продажи бизнеса, а соответственно – налоги в общий бюджет республики. А еще и помогло улучшить условия, то есть за действием стоят конкретные позитивные последствия для людей.

Есть и ещё один аспект, о котором я раньше не говорил. Изначально в Фонде у меня была роль антикризисного менеджера. Комфортно, когда в организации на счету миллионы и прилагается дорожная карта их реализации на несколько лет вперед. Я же пришел в Фонд в год завершения соответствующего нацпроекта и соответственно – его федерального финансирования. При этом Фонд, это априори организация, в которой должны быть деньги. А как ему работать в режиме пусть не полного отсутствия финансирования, но беспрецедентного его снижения?

Тем не менее, этот сложный год мы прошли очень достойно. С точки зрения мероприятий так вообще практически ничего не поменялось, а там где вынужденно и по объективным причинам выпадали одни меры поддержки бизнеса, мы искали взамен другие и вводили их на новых принципах сотрудничества с ведомствами и привлекаемыми спикерами.

А еще искали пути снижения нагрузки на предпринимателей от введения системы "Честный знак", внедрили специальные консультации для ветеранов СВО. И  экспериментировали, как например с проектно-чертёжной документацией, гибким перенаправлением сертификации, бизнес-планами с добавлением финансовой модели, привлечением спонсоров…

Вы упомянули международное сотрудничество – здесь работа тоже не ограничилась одними лишь исследованиями потенциальных путей продвижения нашей продукции на новые рынки. Перед ПМЭФ в Гвинейской республике (государство в Западной Африке) вышла моя статья La Russie – camarade et partenaire fiable de la Guinée (pensées à la veille du Forum économique de Saint-Pétersbourg) (https://www.avenirguinee.org/la-russie-camarade-et-partenaire-fiable-de-la-guinee-pensees-a-la-veille-du-forum-economique-de-saint-petersbourg/). Понимаете, отсюда из нашей небольшой сибирской республики мы сделали небольшой вклад в геополитику, в позиции нашей страны в целом!

В части же стандартной для нас работы есть достаточно хорошие визуальные итоги года. Так, по одному из критериев Минэкономразвития России, включающему в себя постоянное появление на федеральных порталах событий из жизни нашего регионального Центра «Мой бизнес» – мы в группе лучших по стране. Достигли этого показателя в прошлом году и удерживаем до сих пор. А попасть на федеральный портал можно только при освещении, не просто интересных, а значимых событий: успехах наших предпринимателей, нововведениях и мероприятиях, дающих реальную пользу.

– Вы отметили, что тяготеете к промышленному сектору, привели пример международного сотрудничества и оценку вашей работы со стороны федерального ведомства. Есть ощущение, что Фонд становится тесноват для вашего размаха. А в сети уже появились инсайды о якобы вашем скором переходе в министерство экономического развития республики. Но возможно, и это лишь промежуточное звено, переходный формат накануне создания иной структуры? Это мы про организацию в Хакасии Министерства промышленности.

– Понимаю, про что вы, читал материал вашего издания. Мы прекрасно понимаем, что львиную долю ВРП (валового регионального продукта - прим."АИС") в Хакасии составляет именно промышленность. Ее доля в разы больше, чем сельское хозяйство или МСП. Но при этом у нас в регионе нет Минпрома - это конечно парадокс. Здесь важно еще и то, что Минэк и Минпром это разные вертикали подчинения, разные нацпроекты. Поэтому, когда мы, например, требуем от нашего Минэка решить проблемы угольщиков, он априори находится в неудобных условиях, потому как это не совсем их уровень субординации и коммуникации с федеральными органами власти.

Но вы же понимаете, как рискованно в текущей политической ситуации поднять тему создания Минпрома. Скажем так, «представители парламентской оппозиции», ведь  сразу поднимут крик, что расширяется штат чиновников. Даже если организация Минпрома будет происходить без дополнительных трат, за счет ротаций из других министерств, извратят и это. Большая беда Хакасии в том, что у нас политика часто превалирует над экономическим здравым смыслом. 

А отвечая на первую часть вашего вопроса о каких-то гипотетических назначениях, я скажу, что сейчас полностью сосредоточен на работе Фонда развития Хакасии. Конечно я тоже вижу разного рода обсуждения, но остаюсь на своих позициях, ранее высказанных в моём телеграм-канале: «...что касается каких-либо назначений и перестановок, то в Хакасии такие решения за главой Хакасии. До самих решений обсуждать что-то преждевременно, а всем, кто входит в состав правительства прямо или косвенно, надо не обсуждать решения главы, а исполнять их. Уверен, что так правильно, и буду руководствоваться этим.»

– У нас получается интересный разговор. Вы отметили, что одной из ваших задач прихода в Фонд был антикризисный менеджмент в период, когда прекратилось поступление федеральных средств. Сейчас, судя по последним новостям, вы вновь добились федерального финансирования. Можно уходить?

– Действительно разговор интересный и вы настойчиво выводите к тому, что моя карьера должна измениться. Давайте по порядку, ещё раз акцентирую внимание на том, что антикризисный образ – это лишь образ. А самым ценным в Фонде для меня была и остается работа на созидание. Отдельно и особо тут отмечу, что наши показатели – успех всего коллектива. У нас за год прошла ротация на уровне 20%, но все здесь профессионалы и я благодарен каждому за самоотдачу.

И насчет федеральных средств – это заслуга не кого-то отдельно. Я думаю, что в первую очередь сам федеральный центр прекрасно понимает, что резко обрубать ранее выстроенный формат поддержки МСП нельзя. Во многих регионах ситуация сложная,  далеко не все субъекты могут за счет своих бюджетов восполнить сокращение федерального финансирования. При этом отмечается, что доля МСП в ВВП страны за шесть лет значительно увеличилась.

Работу по господдержке бизнеса обязательно надо продолжать. Я по духу государственник и уверен, что какой бы строй у нас не был: социалистический или капиталистический – государство должно быть в первую очередь плечом и поддержкой, а где-то и локомотивом для разных сфер жизни.

Фонд развития Хакасии – Центр «Мой бизнес» крепкий рабочий инструмент республики, где главный лозунг «Сотрудничество, создающее успех». Здесь наши предприниматели всегда найдут поддержку, вопрос лишь в том какого уровня помощь мы можем позволить, относительно ситуации в общем поле экономики и бюджета Хакасии.

И насчет «можно уходить». Ещё раз повторю, что у нас есть Глава республики, а Фонд – это подведомственная ему организация. Какое Глава примет решение, такое мне и нужно будет исполнить. В любом случае, я за развитие нашей любимой Хакасии и всегда рад силы приложить к реальному сектору.

Новости по теме