Алюминиевая промышленность «попала под колеса» автопрома
Дата публикации: 7 мая 2009 года в 11:26.
Категория: Экономика.
Подобное развитие событий стало для рынка полной неожиданностью. В начале 2008 года разговоры о кризисе мировой автомобильной промышленности если и шли, то касались они проблем создания более экономичных и совершенных двигателей. Однако буквально за полгода мир для автопромышленности изменился до неузнаваемости – целый ряд компаний стоит на грани банкротства. Первым пал Chrysler. 30 апреля компания объявила о своем банкротстве, заявив о временной остановке производства на всех своих заводах в США и Канаде на неопределенный срок, начиная с 4 мая. Буквально за неделю до этого компания General Motors в тщетной попытке снизить расходы и избежать банкротства уведомила о том, что в летнее время приостановит работу 13 своих автосборочных заводов в Соединенных Штатах и Мексике на срок до девяти недель. Впрочем, по мнению экспертов и аналитиков, дни General Motors также сочтены. Президент США скорее прибегнет к банкротству General Motors Corp., для того чтобы найти выход из тупиковой ситуации относительно долгов компании, заявил главный исполнительный директор Fridson Investment Advisors Мартин Фридсон. По его мнению, GM не сможет прийти к соглашению с крупнейшими держателями облигаций компании относительно реструктуризации необеспеченных требований на $27 млрд в отведенный Минфином США срок до 1 июня. На наших глазах происходят эпохальные изменения – в июне может перестать существовать так называемая американская «большая тройка», которая на протяжении десятилетий доминировала в мире. Объявленные закрытия в первую очередь повлияют на поставщиков проблемных американских автопроизводителей и могут больно ударить по мировой алюминиевой отрасли. 4 мая, сразу же после объявлений Chrysler и GM, прозвучал первый тревожный сигнал. Норвежская алюминиевая компания Norsk Hydro официально предупредила, что снижение объемов производства американскими автоконцернами General Motors и Chrysler может привести к дальнейшему сокращению объемов производства автомобильных деталей и систем из алюминиевого профиля. «Объемы производства на наших заводах в Северной Америке уже снижены из-за спада автопрома, но мы не можем исключить дальнейшее сокращение в результате этих остановок», – сообщил Сальвадор Биоска, ответственный за автомобильный бизнес Hydro. 1 апреля норвежский производитель алюминия уже объявил о закрытии в конце этого года одного из своих заводов по производству прецизионных труб в г. Адриане штата Мичиган. Из американской «большой автомобильной тройки» ситуация стабилизировалась пока только у автогиганта Ford, который, кстати, единственный не обращался за помощью к государству. В апреле ему удалось реструктурировать долг, сократив его объем на $9,9 млрд (38%), после того как он предложил инвесторам конвертировать принадлежащие им облигации Ford в обыкновенные акции, а также выкупить у них некоторые долговые обязательства компании. Оставшиеся два автопроизводителя, несмотря на финансовую поддержку государства, находятся в отчаянном состоянии. Возможные банкротства двух столпов мировой автомобильной промышленности свидетельствуют о том, что развивающийся кризис затронул не только финансовый, но и реальный сектор экономики, в частности, отрасли – потребители алюминия и алюминиевой продукции. Безусловно, поддаваться панике не стоит. Банкротство не означает закрытия всего производства. Произойдет смена собственников, бизнес будет переделен и переформирован, и работа предприятий восстановится. Например, Chrysler, несмотря на банкротство, планирует опубликовать в ближайшее время широкополосную рекламу во всех ведущих изданиях, чтобы восстановить доверие рынка, и прогнозирует возвращение к прибыльности в 2012 году в случае быстрой и успешной реструктуризации. Однако стоит помнить, что на период реструктуризации автогигантов их заводы будут приостановлены, потому в летнее время стоит ожидать значительного падения спроса на продукцию поставщиков автозаводов, в том числе и алюминиевых компаний. Снижение потребления алюминия, а также традиционно молниеносная реакция биржевых спекулянтов могут обернуться для «легкого металла» сменой недавно проявившейся тенденции к росту цены. Ситуация, в которую попал американский автопром, снижение продаж автомобилей в Японии, России, Европе не гарантируют мировой алюминиевой промышленности быстрого восстановления спроса в 2009 году и значительного роста цен на алюминий. В череде банкротств автомобильных компаний точку ставить пока рано.