ГИБДД Хакасии напоминает правила вождения на гололеде
Дата публикации: 9 декабря 2009 года в 13:56.
Категория: Авто.
В декабре сотрудникам ГАИ и рихтовщикам кузовов работы, как правило, прибавляется. К сожалению, гололед «собирает урожай» не только битых автомобилей. Причина аварий кроется в неумении водителем управлять автомобилем на скользкой дороге.
Поэтому ГИБДД Хакасии в очередной раз возвращается к теме скользкого и коварного гололеда и к тому, что необходимо знать водителям, чтобы сохранить жизни и здоровье сидящих в салоне людей.
Лед бывает разный
Самый скользкий – при температуре ноль градусов и выше. А вот 20-30-градусный мороз, наоборот, делает лед не таким скользким. На глаз бывает трудно определить скользкость. Поэтому надо пробовать лед «на колесо». Резко нажать на педаль газа или притормозить и посмотреть, как держит дорога автомобиль.
Не все успевают перестроить стиль вождения после лета и осени, а многие просто не представляют особенностей управления на скользкой дороге. К примеру, водители-новички, получившие в этом году водительское удостоверение.
Когда шины попадают на гололед, их сцепление с дорогой падает в 4-5 раз. Во столько же возрастает и тормозной путь. Легковому автомобилю, двигающемуся на скорости 60 км/ч для полной остановки потребуется проехать около сорока метров, на гололеде же тормозной путь может составить более 150 метров.
Если вы внезапно влетели на гололед, не теряйтесь. Забудьте про педали сцепления, тормоза и нейтральную передачу. Очень плавно сбрасывайте газ, тормозите двигателем. Переходите на пониженную передачу, очень плавно отпуская педаль сцепления. ЭТО СПАСЕТ ВАС ОТ ЗАНОСА. Руль поворачивать нужно очень плавно. Резкий рывок руля и автомобиль занесет, или он будет, к вашему удивлению, скользить прямо, хотя руль повернут. Если резко сбросить газ или нажать на сцепление, этого достаточно, чтобы автомобиль занесло. Итак, основные правила! На гололеде никаких резких движений рулем, газом, тормозом, сцеплением. Тормозить двигателем, нет – накату!
Вам не понадобится резко маневрировать при гололеде, если Вы будете рассчитывать свое движение, заглядывая как можно дальше вперед. Разумеется, увеличенная дистанция – это первая реакция на гололед, снижение скорости – вторая, повышенное внимание – третья, особенно перед перекрестками, светофорами, пешеходными переходами: там возможно внезапное торможение впереди идущего автомобиля.
Что делать, если нужно экстренно затормозить на гололеде? Новички обычно жмут до упора на педаль тормоза: на льду колеса мгновенно блокируются на юз, и автомобиль успешно скользит по льду на застывших колесах, как на коньках, да еще и не слушается руля. Следовательно, тормозить на юз нельзя!
Для экстренной остановки на скользкой дороге рекомендуется отработать на безопасной площадке три приема торможения: тормоз с газом, прерывистое, ступенчатое.
Вы поздно заметили препятствие, надо тормозить, а под колесами гололед. Опыт управления автомобилем минимальный. Попробуйте плавно, но решительно нажать одновременно на тормоз и газ. Тогда подводимый за счет двигателя крутящийся момент к колесам будет препятствовать их блокировке и юзу и торможение окажется меньше, чем при торможении на юз. Но помните! Если двигатель заглох от такого насилия над ним, надо ослабить усилие ноги на тормоз, а на машинах с усилителями тормозов – не снижать давления на педаль.
У кого покрепче нервы и побольше опыта, в той же ситуации нажмите плавно, но решительно на тормоз. Как почувствуете, что начался юз колес, усилием воли заставьте себя отпустить на мгновение педаль. Колеса снова «поймают» дорогу. Опять нажмите (но уже слабее) на тормоз, отпустите при блокировке. И так до полной остановки, каждый раз ослабляя нажатие. Этим приемом вы даете колесам постоянно скользить, поэтому тормозной путь автомобиля будет меньше.
Для самых тренированных самый лучший способ – ступенчатый. Он отличается от прерывистого лишь тем, что при растормаживании педаль отпускают не полностью, а частично. Нога все время на педали, готова чуть ослабить давление, если возникла блокировка, чтобы затем снова «придавить» тормоз.
Все эти упражнения надо тщательно отрепетировать. А уж если вы не желаете тренироваться, то ездить зимой по скользкому асфальту надо на минимальной скорости и на максимальном расстоянии до впереди идущей машины.
На обледенелых спусках тормозите двигателем. На скользком подъеме не переключайте передачи. Это опасно!
В заключение напомним, что если у Вас «лысая» или летняя резина, то смело пропускайте этот урок. Для Вас он бесполезен! Обладателям же хорошей зимней или шипованой резины можно снисходительно улыбнуться. Вы освобождены от многих проблем, связанных с вождением автомобиля в зимнее время.
Подготовила старший инспектор по пропаганде УГИБДД МВД по Республике Хакасия
Наталья Возова по материалам журнала «За рулем».