Конкуренция между транспортниками может оставить «Русал» без сырья
Дата публикации: 15 апреля 2009 года в 14:45.
Категория: Экономика.
ОК «Русал» сообщила о прекращении поставок руды на принадлежащий ей Ачинский глиноземный комбинат. Виновником «Русал» называет красноярскую транспортную компанию ВСПТ, которая 13 апреля прекратила погрузку руды в вагоны на Кия-Шалтырьском руднике. Дело в том, что, хотя рудником владеет «Русал», железнодорожная ветка необщего пользования длиной 30 км к руднику от станции Кия-Шалтырь в Кемеровской области вместе с погрузочно-разгрузочными мощностями принадлежит ВСПТ. Рудник отгружает комбинату 2 млн тонн руды в год. Предприятие снабжает сырьем Красноярский алюминиевый завод (тоже получает глинозем с зарубежных комбинатов «Русала»). Также ВСПТ принадлежат подъездные пути к Ачинскому глиноземному комбинату от станции Ачинск-2 и соответствующий погрузочно-разгрузочный комплекс. В «Русале» отказ ВСПТ в погрузке руды связывают со сменой оператора перевозок. Срок действия договора с прежним оператором, «Красопергрузом» (на 76% принадлежит ВСПТ), истек. «Русал» еще месяц назад уведомил оператора, что продлевать договор не планирует. Новый договор был заключен с ПГК, принадлежащей ОАО РЖД. Смену оператора в «Русале» объясняют более дешевыми (на 15%) тарифами. Являются ли эти тарифы заниженными, сейчас по заявлению «Красопергруза» расследует управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю. В пресс-службе ПГК подтвердили, что 220 полувагонов компании прошли специализированную подготовку на станции Дубинино (100 км от станции Кия-Шалтырь), но по вине ВСПТ так и не были поданы под погрузку. В ОАО РЖД заверяют, что не могут повлиять на движение по железнодорожным путям необщего пользования. В ПГК поясняют, что договор с владельцем инфраструктуры должен заключать грузоотправитель. В «Русале» подтверждают, что у компании есть действующий договор с ВСПТ на перевозку грузов по принадлежащим ей веткам. Именно этот договор, отмечают в «Русале», нарушает сейчас ВСПТ. Телефоны ВСПТ вчера вечером не отвечали. По мнению главы исследовательского агентства Infranews Алексея Безбородова, резкое снижение из-за кризиса объемов железнодорожных перевозок заставляет операторов бороться «буквально за каждую тонну груза». Пять лет назад в аналогичной ситуации оказалась Сибирская угольно-энергетическая компания (СУЭК). В ответ на попытку СУЭК отказаться от услуг «Красопергруза» и перейти на перевозку угля собственными вагонами, ВСТП остановила разгрузку. Как удалось договориться, в СУЭК не поясняют, но сейчас уголь компании возится вагонами ОАО РЖД, ПГК и собственного парка. Николай Сосновский из «Уралсиба» отмечает, что «Русалу» тоже придется договариваться с ВСТП, потому что «альтернативы нет». Однако пока стороны не склонны к компромиссам. Запасов руды на комбинате осталось на три дня. Руководство предприятия направило телеграммы о создавшейся ситуации властям Красноярского края и Кемеровской области (там располагает рудник), в МЧС и транспортную прокуратуру. Сегодня представители комбината будут обсуждать проблему с министром промышленности и энергетики края Денисом Пашковым.