Разбился боевой вертолет Балтийского флота

Дата публикации: 5 мая 2009 года в 09:36.
Категория: Происшествия.

В понедельник 4 мая военный вертолет Балтийского флота России Ка-27 потерпел аварию над морем и затонул. Во время посадки на палубу сторожевого корабля «Ярослав Мудрый» вертолет задел винтом палубную надстройку. Из-за разрушения винта машина упала сначала на палубу, а оттуда — в воду. На борту вертолета находились 5 человек, все они спасены.

Как заявил официальный представитель военного следственного управления по Балтфлоту следственного комитета при прокуратуре России Сергей Нейленко, авария произошла около 13 часов дня. По его данным, вертолет, принадлежавший «одной из воинских частей Калининградской области», должен был отрабатывать посадку на сторожевой корабль «Ярослав Мудрый», который в настоящее время проходит ходовые испытания. Во время посадки на палубу корабля вертолет задел лопастями винта палубную надстройку. Из-за разрушения винта машина упала сначала на палубу, а оттуда — в воду, сообщает КоммерсантЪ. Два пилота Ка-27 и три технических специалиста, находившихся на борту, успели выскочить из тонущей машины. Всех подняли на борт «Ярослава Мудрого» и оказали им необходимую медпомощь. Вертолет спасти не удалось — пока команда корабля вытаскивала летчиков, машина погрузилась на дно. Авария произошла в 10 км от берега. Как заявил господин Нейленко, в его ведомстве полагают, что ЧП могло произойти из-за «нарушения правил полетов или подготовки к ним». Учитывая, что инцидент имел «тяжкие последствия», военные следователи Балтфлота уже возбудили уголовное дело по ст. 351 УК России. Кому придется отвечать за потерю боевой машины — летчикам, совершившим ошибку при посадке, или флотским руководителям, не сумевшим обеспечить необходимые условия для тренировки палубной авиации, покажет дальнейшее расследование. По данным командующего Балтфлотом вице-адмирала Виктора Мардусина, экипаж Ка-27 «отрабатывал задачи взлета и посадки с палубы многоцелевого военного корабля «Ярослав Мудрый». Назвать даже в предположительной форме возможные причины аварии адмирал отказался. Какой ущерб в результате аварии был нанесен «Ярославу Мудрому» (корабль в этом году должен войти в состав Балтийского флота), пока неизвестно. Оценить его предстоит представителям калининградского судостроительного завода «Янтарь».

Справка

Многоцелевой вертолет корабельного базирования Ка-27, способный решать широкий круг различных задач в сложных физико-географических, климатических и боевых условий. История создания Вертолет Ка-27 разрабатывался для кораблей пр.1143 и других по Постановлению СМ СССР, принятого в апреле 1972 г. Предполагалось, что вертолет, при разработке имевший индекс Ка-252, будет обладать более высокими возможностями по сравнению с Ка-25 и не уступать по основным характеристикам зарубежным вертолетам. Первый полет вертолета Ка-252 состоялся в 1973 г., а в 1981 г. под индексом Ка-27 вертолет был принят на вооружение. Он является дальнейшим развитием противолодочного вертолета Ка-25 и выполнен по традиционной для ОКБ Н.И. Камова двухвинтовой соосной схеме. Серийное производство осуществлялось на вертолетном заводе в г. Кумертау с 1977 года. Назначение Вертолет Ка-27 может базироваться на различных боевых кораблях (ракетный крейсер "Москва" и др.) и предназначен, в первую очередь, для поиска, обнаружения и поражения подводных лодок. Кроме того, он может выполнять задачи в ходе поисково-спасательных операций, эвакуации раненых и перевозки срочных грузов. Высокая энерговооруженность и эффективная несущая система позволяют использовать вертолет в различных физико-географических и климатических условиях, в том числе и экстремальных. При этом вертолет способен выполнять полеты с ограниченных площадок при скоростях воздушного потока до 20 м/с, боковой и килевой качке до 80 и 20 соответственно. В целом вертолет Ка-27 более чем 3-5 раз (в зависимости от решаемых задач) превосходит своего предшественника Ка-25ПЛ. Конструктивные особенности Основой конструкции вертолета является двухвинтовая соосная схема без рулевого винта, которая обеспечивает повышенную маневренность и безопасность полетов с кораблей, а также возможность базировании на кораблях класса «эсминец». Конструктивно аналогичен вертолету Ка-25 и отличается от него большими размерами фюзеляжа с кабиной повышенной вместительности. Фюзеляж при относительно большей в сравнении с Ка-25 высоте в длину не превышает 11,3 м. В его передней части находится кабина экипажа с расположенными рядом некатапультируемыми креслами штурмана и летчика, а под кабиной экипажа - бортовая РЛС с антенной под радиопрозрачным обтекателем. В средней части фюзеляжа расположена грузовая кабина, с размещенным под ее полом противолодочным вооружением. В отсеке задней части фюзеляжа размещена опускаемая гидроакустическая станция. Фюзеляж заканчивается короткой хвостовой балкой с хвостовым оперением в виде неуправляемого стабилизатора и двух рулей направления. Хвостовая часть фюзеляжа с оперением обеспечивает продольную и путевую устойчивость вертолета и состоит из стабилизатора с постоянным углом установки и двух килей с рулями направления. Для улучшения характеристик путевой устойчивости и управляемости каждая из кильшайб снабжена неуправляемым предкрылком и развернута носком к оси фюзеляжа. По бортам фюзеляжа под специальными створками находятся надувные баллонеты из водонепроницаемой ткани, которые при аварийной посадке на воду заполняются воздухом в течение 4-6 с и обеспечивают вертолету необходимую плавучесть. Шасси вертолета неубирающееся четырехопорное. Колея передних опор по ширине составляет 1,4 м, главных опор – 3,5 м, база шасси – 3,02 м. Несущие винты соосные трехлопастные. Диаметр несущих винтов 15,9 м, расстояние между несущими винтами по высоте - 1,4 м. Складывающиеся прямоугольные лопасти несущих винтов имеют лонжероны из углестеклопластика с приклеенными секциями, образующими несущую поверхность (5,45 м). Силовая установка Состоит из двух газотурбинных двигателей ТВ3-117ВМА (ВК) взлетной мощностью 2200л.с. каждый и размещены сверху фюзеляжа в гондоле. Мощность каждого из двигателей обеспечивает продолжение полета на одном двигателе. Для автономного запуска двигателей используется турбокомпрессор АИ-9. Емкость топливной системы - 4760 л, время ее заправки не превышает 16 минут. Бортовое оборудование Для выполнения задач вертолет оснащен пилотажным (ПКВ-252) и навигационным (НКВ-252) комплексами, поисково-прицельной РЛС «Осьминог» кругового обзора, опускаемой гидроакустической станцией «Рось-В», магнитометрической аппаратурой, радиогидроакустическими буями, маркерами, дымогенераторами. Кроме того, на вертолете имеются противопожарное оборудование, системы обогрева и вентиляции, противообледенительная, электроснабжения, регистрации полетных параметров и другие. Вооружение В качестве средств поражения вертолет может иметь самонаводящуюся торпеду, ракету-торпеду, до 10 противолодочных авиабомб ПЛАРБ-250-120, до 2 ориентирных морских авиабомб ОМАБ-25. Модификации Ка-27ПЛ - противолодочный вертолет корабельного базирования, состоит на вооружении с 1981 года; Ка-28 - экспортный вариант, с июня 1986 г. ВМС других стран поставлено около 30 единиц; Ка-27ПС - поисково-спасательный вертолет. Корабельный поисково-спасательный вертолет, который предназначен для поиска и эвакуации с помощью внешней подвески приводнившихся космических аппаратов и их экипажей, терпящих бедствие в море на удалении до 300 км с подъемом на борт до 12 пострадавших. Оборудован специальными бортовыми пилотажным и навигационным комплексами Ка-252ПС (модификация комплекса Ка-252ПЛ) и радиоаппаратурой вывода на космические корабли. Первый вылет выполнен в 1974 г. На его базе создан вертолет Ка-252ТЛ для телеметрических измерений в составе корабельного комплекса проекта 11914 (первый полет состоялся 12 ноября 1982 г.). Вертолет Ка-27ПС производится серийно вместе с Ка-27 на Кумертауском авиационном заводе с 1980 года; Ка-29 - транспортно-боевой вертолет для морской пехоты; Ка-31 - вертолетный комплекс радиолокационного дозора с вращающейся антенной поисковой РЛС, установленной под фюзеляжем. Комплекс способен обнаруживать и сопровождать до 20 целей на удалении 100-150 км; Ка-32 - многоцелевой вертолет, на базе которого создан ряд специализированных модификаций. Состояние Производится серийно и к 2001 г. построено более 260 вертолетов, в т.ч. более 100 Ка-27ПЛ и 33 Ка-28. Кроме России эти вертолеты эксплуатируются во Вьетнаме, Индии, Китае, Кубе, Сирии, Украине, Югославии.

Новости по теме