Россия построит атомный ледокол нового поколения
Дата публикации: 3 января 2011 года в 12:59.
Категория: Экономика.
В России будет построен атомный ледокол нового поколения. Судно построят за счет средств, вырученных от продажи госпакета акций «Совкомфлота».
Вице-премьер правительства России
Сергей Иванов на заседаним Морской коллегии 24 декабря заявил, что средства от продажи определенной доли Совкомфлота пойдут
«не в закрома родины, а на строительство атомного ледокола нового поколения. Это принципиально важно».
По словам Иванова, соответствующее поручение будет дано по результатам Морской коллегии.
Ранее глава «Ростатома»
Сергей Кириенко сообщил, что в 2011 году может начаться строительство первого из трех новейших атомных ледоколов двухуровневой осадки для обеспечения навигации по Северному морскому пути. Об этом Кмриенко завил на юбилейном заседании правления фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад».
Глава «Росатома» рассказал, что «цикл строительства одного универсального атомохода нового поколения оценивается в пять лет». Как раз в 2016—2018 годах, уточнил он,
«в Арктике компании «Атомфлот» предстоит выводить из эксплуатации действующие атомные суда с пролонгированным на пятилетие сроками эксплуатации, потребуются новые».
По словам Кириенко,
«выполненный в петербургском «ЦКБ «Айсберг» проект универсального атомного ледокола нового поколения подтвердил эффективность и обоснованность строительства двухосадочного ледокола». Проведенные сравнительные модельные испытания в ледовом, гидродинамическом и мореходном бассейнах убедительно показали целесообразность предложенного проекта. Разработчиком реакторной установки для атомного ледокола нового поколения выступает «ОКБМ Африкантов».
Расчеты показали, что для обеспечения перспективных перевозок в Карском море вместо пяти традиционных атомных ледоколов (трех типа «Арктика» и двух — типа «Таймыр») достаточно трех двухосадочных ледоколов. Это даёт выигрыш в затратах на строительство, отметил глава Росатома.
Справка
Начало работ по проекту универсального двухосадочного атомного ледокола нового поколения с реакторной установкой РИТМ-200 («Проект 22220») тесно связано с особой ролью Арктики в экономических интересах нашей страны.
В эпоху географических открытий присоединение к России огромных территорий северо-восточной Азии было обусловлено экономической активностью и реализовывалось арктическими походами торговцев пушниной. В дальнейшем основной поток коммуникаций европейской России с Дальним Востоком переместился южнее, по линии центральный Урал – Байкал - бассейн реки Амур, поскольку уровень технологий того времени не позволял осуществлять коммерчески рентабельное освоение прибрежного маршрута Северного Ледовитого океана. Значение морского пути вдоль северного побережья Азии возрастало в периоды вооруженных конфликтов и международной напряженности и снижалось, когда речь шла исключительно об экономической целесообразности навигации в Арктике.
В настоящее время, когда на арктическом шельфе найдены крупные месторождения углеводородов и планируется их активная разработка, коммерчески перспективной становится добыча полезных ископаемых в богатых сырьем, но покрытых льдами, районах Арктики.
В Соединенных Штатах, Китае, Норвегии, Канаде и других странах стремительно возрос интерес к арктической навигации. Обоснованной возможностью нашей страны в утверждении права на освоение ресурсов российского сектора арктического шельфа становится уникальный - более чем пятидесятилетний - опыт эксплуатации флотилии атомных ледоколов – судов, имеющих существенные преимущества перед обычными ледоколами.
Одновременно важной стратегической задачей остается жизнеобеспечение населенных пунктов, горнорудных предприятий, морских и авиапортов, военных баз и т.д. в прибрежных районах Сибири и Дальнего Востока.
Для выполнения этих задач в настоящее время реализуется проект универсального ледокола с реакторной установкой нового поколения, спроектированной ОАО «ОКБМ Африкантов». Ледокол должен обеспечить круглогодичную проводку танкеров, сухогрузов и других транспортных судов к местам разработки полезных ископаемых на арктическом шельфе. Ширина ледокола - 32 м, выбрана с учетом его возможного использования в качестве линейного ледокола в Западном секторе Северного Ледовитого океана и проводки крупнотоннажных перспективных транспортных судов. Одновременно будут решаться задачи обеспечения стратегической навигации на всем протяжении Северного морского пути.
Важным преимуществом универсального ледокола нового поколения по сравнению с предыдущими поколениями атомных ледоколов является возможность работы как в открытом океане, так и в устьях сибирских рек, благодаря двухосадочной конструкции судна. Набрав балластные цистерны водой и осев на 2 метра, такое судно становится тяжелым ледоколом. Подойдя к устью реки и слив балластную воду, судно подвсплывает и может работать как мелкосидящий ледокол.
Главное отличие ледоколов с атомной силовой установкой – огромная энерговооруженность (мощность энергетической устновки движителя, большой ресурс). Атомный ледокол может работать без «дозаправки» несколько лет. Кроме того, запасы топлива не занимают места на судне, что позволяет увеличить полезную нагрузку и длительное время работать без захода в порт (более года). Мощность атомного ледокола дает возможность работать во льдах толщиной 2,9 метра, что существенно выше максимальных возможностей по толщине ледового покрытия для дизельного ледокола.
На основе опыта создания и эксплуатации реакторных установок атомных ледоколов и с учетом современных тенденций развития мировой атомной энергетики ОАО «ОКБМ Африкантов» разработан проект усоврершенствованной интегральной реакторной установки (РУ) «РИТМ 200». Это двухреакторная РУ с реакторами тепловой мощностью 170 мегаватт каждый - больше, чем мощность установки КЛТ, используемой в современных атомных ледоколах – 140-150 мегаватт). В то же время «РИТМ 200» почти в два раза легче и компактнее, соответственно дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне, а следовательно – экономически эффективнее. Конструктивно такое решение достигается благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нем (интегральная компоновка).