Россия построит атомный ледокол нового поколения
Дата публикации: 3 января 2011 года в 12:59.
Категория: Экономика.

Справка
Начало работ по проекту универсального двухосадочного атомного ледокола нового поколения с реакторной установкой РИТМ-200 («Проект 22220») тесно связано с особой ролью Арктики в экономических интересах нашей страны.
В эпоху географических открытий присоединение к России огромных территорий северо-восточной Азии было обусловлено экономической активностью и реализовывалось арктическими походами торговцев пушниной. В дальнейшем основной поток коммуникаций европейской России с Дальним Востоком переместился южнее, по линии центральный Урал – Байкал - бассейн реки Амур, поскольку уровень технологий того времени не позволял осуществлять коммерчески рентабельное освоение прибрежного маршрута Северного Ледовитого океана. Значение морского пути вдоль северного побережья Азии возрастало в периоды вооруженных конфликтов и международной напряженности и снижалось, когда речь шла исключительно об экономической целесообразности навигации в Арктике.
В настоящее время, когда на арктическом шельфе найдены крупные месторождения углеводородов и планируется их активная разработка, коммерчески перспективной становится добыча полезных ископаемых в богатых сырьем, но покрытых льдами, районах Арктики.
В Соединенных Штатах, Китае, Норвегии, Канаде и других странах стремительно возрос интерес к арктической навигации. Обоснованной возможностью нашей страны в утверждении права на освоение ресурсов российского сектора арктического шельфа становится уникальный - более чем пятидесятилетний - опыт эксплуатации флотилии атомных ледоколов – судов, имеющих существенные преимущества перед обычными ледоколами.
Одновременно важной стратегической задачей остается жизнеобеспечение населенных пунктов, горнорудных предприятий, морских и авиапортов, военных баз и т.д. в прибрежных районах Сибири и Дальнего Востока.
Для выполнения этих задач в настоящее время реализуется проект универсального ледокола с реакторной установкой нового поколения, спроектированной ОАО «ОКБМ Африкантов». Ледокол должен обеспечить круглогодичную проводку танкеров, сухогрузов и других транспортных судов к местам разработки полезных ископаемых на арктическом шельфе. Ширина ледокола - 32 м, выбрана с учетом его возможного использования в качестве линейного ледокола в Западном секторе Северного Ледовитого океана и проводки крупнотоннажных перспективных транспортных судов. Одновременно будут решаться задачи обеспечения стратегической навигации на всем протяжении Северного морского пути.
Важным преимуществом универсального ледокола нового поколения по сравнению с предыдущими поколениями атомных ледоколов является возможность работы как в открытом океане, так и в устьях сибирских рек, благодаря двухосадочной конструкции судна. Набрав балластные цистерны водой и осев на 2 метра, такое судно становится тяжелым ледоколом. Подойдя к устью реки и слив балластную воду, судно подвсплывает и может работать как мелкосидящий ледокол.
Главное отличие ледоколов с атомной силовой установкой – огромная энерговооруженность (мощность энергетической устновки движителя, большой ресурс). Атомный ледокол может работать без «дозаправки» несколько лет. Кроме того, запасы топлива не занимают места на судне, что позволяет увеличить полезную нагрузку и длительное время работать без захода в порт (более года). Мощность атомного ледокола дает возможность работать во льдах толщиной 2,9 метра, что существенно выше максимальных возможностей по толщине ледового покрытия для дизельного ледокола.
На основе опыта создания и эксплуатации реакторных установок атомных ледоколов и с учетом современных тенденций развития мировой атомной энергетики ОАО «ОКБМ Африкантов» разработан проект усоврершенствованной интегральной реакторной установки (РУ) «РИТМ 200». Это двухреакторная РУ с реакторами тепловой мощностью 170 мегаватт каждый - больше, чем мощность установки КЛТ, используемой в современных атомных ледоколах – 140-150 мегаватт). В то же время «РИТМ 200» почти в два раза легче и компактнее, соответственно дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне, а следовательно – экономически эффективнее. Конструктивно такое решение достигается благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нем (интегральная компоновка).

