РУСАЛ намерен оставаться самой эффективной компанией в мире
Дата публикации: 29 апреля 2009 года в 16:48.
Категория: Экономика.
Впрочем, РУСАЛ с приведенной оценкой не согласен: «Компания сохранит первое место в мире по производству и в 2009 году. Кроме того, сейчас ключевым показателем в борьбе компаний за лидерство является даже не объем производства, а себестоимость продукции. Благодаря реализации программы «Быть первым» по оптимизации производства и снижению затрат себестоимость производства алюминия в РУСАЛе уже снижена по сравнению с прошлым годом на 23%. До конца года мы планируем снизить ее еще на 26%». Объединенная компания РУСАЛ была создана в марте 2007 года в результате объединения РУСАЛа, СУАЛа и глиноземных активов Glencore. Именно тогда она впервые и вышла на первое место в списке крупнейших производителей алюминия. В 2007 году РУСАЛ увеличил выпуск алюминия на 6%, до 4,2 млн тонн, а его выручка составила $14,3 млрд. Как сообщает «Время новостей», согласно данным CRU, которые приводит агентство Bloomberg, в 2008 году РУСАЛ фактически не изменил производство, выпустив 4,18 тыс. тонн алюминия, но все же сохранил первое место (Rio Tinto Group произвела в 2008 году 4,06 тыс. тонн алюминия). Однако в 2009 году, по прогнозам агентства, это соотношение изменится: РУСАЛ выпустит 3,78 тыс. тонн алюминия, а Rio Tinto Group - 3,81 тыс. тонн. В алюминиевой компании вчера сообщили: «В отчете CRU приведены некорректные данные по компании за 2008 год. По итогам 2008 года производство алюминия РУСАЛом составило 4,42 тыс. тонн. Объявленные сокращения в размере 500 тыс. снизят производство РУСАЛа по итогам года до 3,9 млн тонн, а не до 3,7 млн тонн, как указано в отчете CRU, и это больше, чем запланировано к производству Rio Tinto». У аналитиков схожие данные. Как говорит Николай Сосновский из «Уралсиба», и РУСАЛ, и Rio Tinto объявили сокращение производства алюминия на 11%, и существенного перевеса в пользу Rio быть не должно. Но по мнению Марата Габитова из Unicredit Securities, «место не самое главное, а главное - это издержки, которые у РУСАЛа одни из самых низких в отрасли». Оценивая перспективы компании в краткосрочной перспективе, крупнейший бенефициар алюминиевой компании Олег Дерипаска в декабре прошлого года сказал: «Мы будем жить не бедненько, но скромненько...» А уже в начале февраля этого года компания обнародовала программу по повышению эффективности бизнеса в условиях экономического спада под громким названием «Быть первым». В ней говорится о сокращении выпуска глинозема, производства алюминия на 11% от общего объема, снижении себестоимости производства до конца первого полугодия на 34%, урезании управленческих расходов на 60% и сокращении персонала на 5%. На прошлой неделе компания огласила первые итоги реализации этой программы: к марту средняя себестоимость производства алюминия снизилась на 23% по сравнению с декабрем 2008 года (к четвертому кварталу этого года планируется добиться снижения еще на 26%), расходы на электроэнергию - более чем на 19%, на сырье - на 35%, управленческие расходы - на 60%. Как отметила компания, экономический эффект от комплекса реализуемых мер по сокращению издержек по итогам первого квартала составил $554 млн, а по итогам этого года РУСАЛ ожидает снижение затрат на сумму до $1,1 млрд. Тем не менее не все эксперты тогда поверили в перспективы такого амбициозного порыва и отметили, что для достижения заявленных показателей необходимо учитывать и такие факторы, как высокая инфляция, дорогая электроэнергия и возможное укрепление рубля. Но не похоже, что г-н Дерипаска этого не принимает в расчет. Еще в прошлом году он говорил: «На сегодня нет каких-то возможностей для сладкой жизни, но та эффективность и та себестоимость, которые есть в РУСАЛе, позволяют ужиться с нынешним уровнем долга... Я хотел бы посмотреть, где можно найти такую эффективную алюминиевую компанию, как РУСАЛ». А уже в начале этого года он сказал: «Цели по дальнейшему снижению издержек, которые мы намерены достичь к четвертому кварталу, позволят нам не только сэкономить 1,1 млрд долл. в 2009 году, но и закрепить за собой статус самой эффективной алюминиевой компании в мире».