Совершена попытка похищения дочери сенатора Андрея Вавилова
Дата публикации: 8 апреля 2009 года в 19:16.
Категория: Криминал.
Сегодня в Монако неизвестные пытались похитить четырехлетнюю дочь члена Совета Федерации Федерального собрания РФ Андрея Вавилова. По словам очевидцев, попытку похищения предприняли несколько человек «кавказской внешности».
Попытка похищения не удалась, тем, кто сопровождал девочку, удалось увезти ее с места происшествия, передает «Эхо Москвы».
Родители девочки обратились в правоохранительные органы. Полиция Монако начала расследование.
Андрей Вавилов с 2002 года является членом Совета Федерации от законодательного собрания Пензенской области. Кроме того, он является председателем совета директоров и владельцем контрольного пакета нефтяной компании «Северная нефть».
В 1990-е годы А.Вавилов являлся первым заместителем министра финансов, занимаясь в том числе выстраиванием отношений с МВФ и Всемирным банком. Кроме того, он считается одним из основателей рынка ГКО и еврооблигаций.
Подробно о карьере о карьере и сложной личной жизни Вавилова писали
«Известия».
Бюджет России Вавилов носил в авоське
В политико-экономический бомонд настырного пермяка Вавилова, к 24 годам уже защитившего кандидатскую, привел
Егор Гайдар. Они познакомились в Центральном экономико-математическом институте, где Вавилов трудился младшим научным сотрудником, а Гайдар вел семинары по рыночной экономике. Он сразу заприметил худосочного провинциала .
Карьерный взлет начался у Вавилова в 1992 году, когда Гайдар занял кресло премьер-министра. Старший товарищ доверил своему протеже пост начальника управления Минфина, а через месяц - первого замминистра. Там, на 5-м этаже мрачноватого здания на Ильинке, в кабинете № 508, Вавилов провел 5 лет, пересидев 5 министров. Не случайное совпадение для усердного пятерочника.
В Минфине Вавилов впечатления поначалу не произвел.
- Он пришел к нам в какой-то болоньевой куртке и ходил в ней, даже став замминистра, - рассказала «Известиям» одна из руководящих сотрудниц Минфина. -
Мы тогда получали гораздо меньше, чем сейчас, но даже на нашем фоне Андрей Петрович выглядел человеком, находящимся за чертой бедности. К тому же он не блистал аккуратностью. Помню, еще в Верховном Совете мы представляли годовой бюджет. Вавилов, уже замминистра, мало того что опоздал на полчаса, так еще и явился в грязной обуви - при персональной машине. А документы принес не в портфеле, а в какой-то авоське, с которыми в начале 90-х пенсионеры на рынки ходили. Это бюджет страны!
- Как мальчишка был, - вспоминает еще одна коллега Вавилова. -
Мог по лестнице сбежать через две ступени, громко расхохотаться - была у него в эмоциях некоторая избыточность. Помню, в 1995 году, когда подвели итоги и стало ясно, что бюджет спасен, Андрей Петрович прямо на заседании как заорал на радостях, будто фанат на стадионе. И после ввода акцизных марок, когда оказалось, что они дают существенный доход, тоже бурно радовался - на совещании выскочил из-за стола и чуть ли не обнимался со всеми...
Среди коллег Вавилов зарекомендовал себя классным профессионалом, умеющим ухватить самую суть проблемы и быстро принять решение. Рассказывают, что это именно благодаря ему удавалось находить источники для латания бюджетных дыр. Один из таких источников - заимствования у коммерческих банков. Государство брало у банков кредиты под залог своих обязательств, а потом эти обязательства погашались, но уже по более выгодной для банка цене.
- Мы часто спорили с Андреем Петровичем по этому поводу, доказывали, что государство попадало в долговую яму, а банки без труда богатели, - рассказала бывшая сотрудница Минфина. -
Впоследствии председатель Центробанка Сергей Дубинин в том числе и за эти схемы обвинил его в хищении $500 млн.
Задвинутым на макроэкономике аскетом Вавилов прожил до 1994 года. А потом его как подменили. Из однокомнатной квартиры в Люберцах перебрался в 4-комнатную в суперпрестижном доме на улице Косыгина. Стал появляться в неброских, но очень дорогих галстуках и костюмах, цена которых в десятки раз превышала его зарплату. Кстати, и все инкриминируемые ему прегрешения перед законом, приведшие его в число богатейших людей России, начинаются с 1994 года.
По версии «Известий», жизнь скромного чиновника круто изменила одна встреча, после которой Вавилов понял: ему необходимо гораздо больше денег, чем те, что он получал в министерской кассе.
Ищите женщину
Однажды, в начале того самого 1994 года, Вавилов сидел с кем-то из банкиров в баре «Шератон Палас-отеля». Потягивали зеленый чай в ожидании курьера. В бар вошли две симпатичные девушки. Одна из них, с документами, направилась прямиком к их столику. Но Вавилов во все глаза смотрел на ее подругу - красавица-брюнетка с крупным ярким ртом, чернобровая, высокая, с горделивой осанкой.
Через час Вавилов уже знал короткую биографию своей визави.
Марьяна Цареградская (да за одно такое сочетание можно было влюбиться!) младше его на 13 лет, приехала в Москву из-под Киева, замужем, учится в ГИТИСе и снимается в фильме «Научная секция пилотов».
-
Вы даже не представляете, какая там у нее роскошная роль, — вмешалась в разговор девушка, принесшая документы. -
Да и фильм замечательный, только денег нет, чтобы закончить. Может, поможете?
- Ну почему же нет? - сказал Вавилов тоном господа Бога.
Чиновник явно старался произвести впечатление, но Марьяне он не приглянулся - показался скучным, к тому же был женат. Вавилов же просто потерял голову. Вскоре его машину можно было чаще увидеть у дверей ГИТИСа, чем в министерстве. Подаркам не было счета. Букеты, не проходившие в двери, игрушки-зверушки с пачками долларов в мохнатых лапках, драгоценности, меха, обеды в дорогих ресторанах. Захотела научиться водить - вот тебе новенькая «девятка».
- Что тебе еще подарить? - спросил как-то Вавилов.
К тому времени семейная жизнь Марьяны дала трещину. Ревнивый муж-чеченец как-то обнаружил документы на подаренную машину, все понял и от души врезал своей благоверной. Она тут же позвонила своему покровителю, который вызвал ей на помощь людей небезызвестного
Отари Квантришвили.
Марьяна решила, что к мужу больше не вернется, а потому на вопрос Вавилова твердо ответила:
«Квартиру». Сказано - сделано. В тот год финансист развелся с женой, заплатил ей щедрые отступные, однако связывать себя новыми узами не спешил. Неизвестно, чем бы окончился этот «театральный роман», если бы не декабрьская ночь 1994 года, когда Марьяна на подаренной «девятке» врезалась в белый SAAB. Перелом ключицы, перелом черепа, операция. Когда Вавилову сообщили об аварии, он потерял сознание.
Свадьбу сыграли на следующий же день после ее выхода из больницы - сотрудница загса пришла на дом. Танцевать с новобрачной молодой супруг никому не разрешал - разве только премьеру
Виктору Черномырдину, который стал новым покровителем финансового гения.
Театральный роман
- Я превратила его жизнь в ад, - созналась Марьяна спустя годы.
Сама же она жила как в раю. Сразу после свадьбы они уехали в Испанию. Марьяна стеснялась еще не отросших после операции волос - и супруг снял для нее целую гостиницу. Поездки по всему миру, наряды, драгоценности, развлечения. В Лос-Анджелесе они жили в том же номере, куда
Ричард Гир привел «красотку»
Джулию Робертс (цена номера - $4 тыс. за ночь).
У Вавилова дела шли в гору. На парламентских выборах 1995 года ему поручили финансировать черномырдинское движение «Наш дом - Россия». Годом позже он стал казначеем президентской кампании
Бориса Ельцина. Для «стимуляции» банкиров Минфин отдавал им государственные ценные бумаги за 30% от номинала, а обратно выкупал уже за полную стоимость. «Семья» в долгу не осталась. Вавилов хоть и не стал главой Минфина, но приобрел такое влияние, что о руководителях этого ведомства стали иронично говорить:
«Министр при первом заме Вавилове». Когда министры бывали в отъезде, рассказали «Известиям» в Минфине, в ведомстве шел сплошной «День банкира»: на пятом этаже у кабинета Вавилова было не протолкнуться - серьезные люди решали серьезные вопросы.
Он изменился. Приобрел лоск, научился непринужденно шутить, был на короткой ноге не только с политиками и бизнесменами, но и с представителями театральной богемы. Финансовые операции становились рискованнее, и это не оставалось незамеченным. В 1996 году появились статьи о том, что его отношения с банками не бескорыстны и что личное состояние финансиста насчитывает $120 млн - он стал самым богатым чиновником в России.
Публикации ему - как слону дробина. И все же пришлось уйти. 3 февраля 1997 года у дверей министерства взлетел на воздух его SAAB. Сам чиновник не пострадал, он находился на рабочем месте. Кто покушался и почему - осталось невыясненным. Одни говорили, что это его противники желали представить финансиста как человека, вокруг которого происходит какая-то уголовная возня, и убрать из Минфина. Другие - что взрыв инсценировал он сам, чтобы иметь убедительные объяснения ухода с госслужбы. Все, что можно, Вавилов получил от нее с лихвой - дальше испытывать судьбу было небезопасно. В качестве «запасного аэродрома» давно был подготовлен пост главы банка «Международная финансовая компания», который, по данным следствия, на протяжении ряда лет пользовался у Вавилова режимом наибольшего благоприятствования. Позже он стал владельцем компании «Северная нефть», которую в 2003 году продал за $600 миллионов.
«Никто к ней клинья в «Ленкоме» не подбивал»
К этому времени Марьяна окончила ВГИК и поступила в «Ленком».
- Она пришла в 1996 году, вместе с Машей Мироновой, - рассказала «Известиям» актриса «Ленкома», попросившая не называть ее имени. -
Необычная внешность, улыбчивая, мягкая. Очень веселая, иногда наивная. Жила теми же проблемами, что и мы, - ничего неземного. Своим достатком и общественным положением мужа нисколько не кичилась. Одевалась подчеркнуто просто, приходила порой чуть ли не в спортивном костюме. Клиньев к ней никто из наших «героев-любовников» не подбивал, все только шуточки-прибауточки.
Ко двору пришелся и Андрей Вавилов, часто наведывавшийся в театр после спектаклей, в которых была занята его жена.
- Всегда с цветами, часто оставался на банкеты после спектакля, - продолжает актриса. -
Держался скромно, но не скованно, удачно шутил. Очень мил, очарователен, в Марьяне души не чаял. Это была большая любовь и очень счастливый брак, что редкость в актерской среде. В карьере он ей не помогал, да это и невозможно - в «Ленкоме» роли не покупаются и не продаются.
А с ролями у Марьяны складывалось далеко не так успешно.
- Играла она немного, - рассказали в театре. -
«Жестокие игры», «Город миллионеров». Репетировала «Плач палача», но сама ушла из спектакля. В «Варваре и еретике» роль сняли прямо перед премьерой: посчитали, что сцена с ее участием не нужна. Она очень переживала...
Делиться творческими терзаниями Марьяне было не с кем; насыщенная событиями жизнь отдалила Вавилова от молодой жены. Несыгранные страсти она переносила в жизнь. Однажды Марьяна отправилась в Санкт-Петербург на гастроли. Заботливый муж позвонил кому-то из питерских друзей, чтобы тот встретил жену, предоставил ей охрану и не давал бы скучать. Друг не просто справился, а даже перевыполнил задачу - через несколько дней Марьяна заявила мужу, что уходит.
Вернуть любимую удалось за $160 тысяч
Они прожили врозь почти год, который не принес счастья обоим: выяснилось, что в театре у Марьяны нет никаких перспектив, а Андрей проиграл очередные выборы в Госдуму.
Вот тогда-то, солнечной весной 2000 года, и появились на московских улицах знаменитые плакаты с изображением Марьяны в нитке черного жемчуга «от Микимото» и с кольцом с огромным сапфиром. Один из плакатов с трогательной подписью:
«Любимая... Любимая...» смотрел в окно Счетной палаты.
«Не может людей не растрогать мальчишки упрямого пыл», - писал поэт
Ярослав Смеляков. Как про Вавилова сказано. Его слова не оставили актрису равнодушной. Она решила вернуться к мужу, а заодно и навсегда уйти из театра.
Этой рекламной кампанией за $160 тыс. Вавилов вернул себе семейное счастье. В марте 2005-го у них с Марьяной наконец-то родился долгожданный первенец. Девочку назвали Гойя-Вивьен. Уйдя из Минфина, Вавилов за $5 млн приобрел шикарную квартиру в Нью-Йорке (еще одна, за 6,5 млн фунтов стерлингов, у него в Лондоне), и сейчас все трое постоянно живут в США. У Марьяны напряженная светская жизнь: она рекламирует эксклюзивные драгоценности и снимается у знаменитых фотографов. Глава семейства время от времени выезжает в Москву на заседания Совета федерации. И по-прежнему осыпает свою любимую подарками. То уникальный «Мерседес-родстер» с прозрачной складывающейся крышей, то три уникальных бриллианта общей стоимостью $107 млн. В общем, все у них наладилось.
Именно после той рекламной акции у бывшего «неподгораемого» зама, который уже три года как расстался с госслужбой, начались неприятности, которые сопровождают его до сих пор.
- В 2000 году нам в комиссию принесли материалы на Вавилова, - рассказал «Известиям» депутат Госдумы
Борис Резник, в то время член парламентской комиссии по борьбе с коррупцией. -
Речь шла о хищении 450 млн долларов из средств Минобороны. Это то самое дело, к которому помимо Вавилова причастна еще Юлия Тимошенко и по которому впоследствии был осужден только начальник финуправления Минобороны генерал Георгий Олейник. Но это было позже, а тогда дело никак не двигалось, поскольку, как сказали наши гости, мешали высокопоставленные защитники Вавилова.
Зачем Вавилов Генпрокуратуре?
После того как Вавиловым занялась парламентская комиссия, многие его сомнительные операции стали известны общественности. Выдача госкредита в $300 млн тонущему банку «Национальный кредит» - банк лопнул, деньги пропали. Передача долга Ирака и Ливии России ($8 млрд) банку МФК, куда Вавилов вскоре ушел председателем. Дополнительный выпуск акций «Северной нефти», что позволило Вавилову овладеть контрольным пакетом компании... За несколько лет имя первого замминистра финансов фигурировало в 10 уголовных делах, но все они были прекращены.
Самым шумным из уголовных дел против Вавилова было дело о хищении $231 млн, выделенных авиаобъединению МАПО «МиГ» для производства истребителей. Деньги прошли через «вавиловский» банк МФК, но до авиаторов так и не дошли. По данным следствия, они «всплыли» на счетах офшорных фирм, связанных с бывшим замом.