Ту-134 разбился в Карелии из-за пьяного штурмана и пилота-вертолетчика
Дата публикации: 1 июля 2011 года в 09:45.
Категория: Происшествия.
Самописец разбившегося в Петрозаводске Ту-134 практически расшифрован. Об этом сообщили в Межгосударственном авиационном комитете (МАК). «Выполнена идентификация 30 из 38 минут записи», - заявил официальный представитель МАКа Олег Ермолов. Ранее был расшифрован параметрический самописец, который показал, что двигатели самолета были исправны до самого столкновения с землей. Были сомнения в исправности радиокомпаса, но и они не подтвердились. «В самолете два радиокомпаса, - пояснил летчик-испытатель Александр Акименков. - Один настроен на дальний привод, второй - на ближний. Когда самолет проходит дальний привод, раздается звуковой сигнал маркера, предупреждающий, что самолет перешел на ближний привод. С этой минуты пилот должен ориентироваться на тоненькую стрелку в приборе, тогда как до этого он ориентировался на толстую». Как сообщают «Известия», расшифровка «черного ящика» показала, что маркер подал звуковой сигнал. Однако вопреки здравому смыслу пилот почему-то повел самолет не по стрелке. «Если бы пилот продолжал пилотировать самолет по толстой стрелке, то нужно было бы делать разворот на 180 градусов, - рассказал Акименков. - Складывается ощущение, что пилот повел самолет вслепую». По словам Акименкова, это отнюдь не значит, что ближний привод был неисправен. Ломаться там нечему. «Здесь может быть только одно объяснение: ближний привод не был настроен, - считает Акименков. - А за настройку приводов на борту отвечает штурман». Ранее сообщалось, что в крови штурмана было обнаружено 0,8–1,0 промилле алкоголя. Ситуацию усугубила несвоевременная реакция командира экипажа, считает заслуженный летчик России Владимир Герасимов. «Командир самолета был переученным вертолетчиком, - рассказал Герасимов. - А у них совсем другая схема захода на посадку при плохой видимости. Если в своем «летном детстве» пилот не впитал посадку по приборам, то уже в 45–50 лет в критической ситуации он будет, как вертолетчик, искать глазами визуальные ориентиры на земле». По словам Герасимова, сейчас Министерством транспорта разрешено переучивать на пилотов пассажирских самолетов не только вертолетчиков, но также штурманов и радистов, поскольку пилотов в стране катастрофически не хватает. «В России ежегодно списывается 400 пилотов, а летные училища выпускают только 200. Из них 100 растекаются по иностранным компаниям», - рассказал Герасимов. По словам Акименкова, эта уже пятая катастрофа в России по вине пилотов, не сумевших посадить самолет по приборам при плохой видимости. «Все эти катастрофы - самарскую, домодедовскую, смоленскую - объединяет одно: пилоты, вместо того чтобы при посадке следить за приборами, начинали искать глазами землю».